Должностная инструкция помощника капитана судна. Должности на корабле. Основные должности на корабле. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Старшему помощнику капитана в административном порядке подчиняется весь экипаж, и его распоряжения в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне. Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего, четвертого и пятого помощников.

Старший помощник капитана должен быть постоянно готов заменить капитана и принять на себя командование судном. В отсутствие капитана может самостоятельно производить перешвартовки и переходы судна в портовых водах, вызывая при необходимости лоцмана и портовые буксиры.

2. ОБЯЗАННОСТИ

Старший помощник капитана:

1. Составляет и корректирует судовые расписания.

2. Организовывает и проводит подготовку экипажа по борьбе за живучесть судна, использованию спасательных средств и спасению людей, груза и судового имущества, контролирует подготовку аварийных партий и групп, непосредственно руководит действиями экипажа по борьбе за живучесть судна.

3. Обеспечивает постоянную готовность спасательных средств к немедленному использованию, следит за их комплектностью.

4. Обеспечивает наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов.

5. Контролирует и ведет учет количества воды в балластных и питьевых цистернах, ее расход.

6. Совместно с начальниками служб размещает членов экипажа и временно прибывших на судно лиц по жилым помещениям.

7. Обеспечивает правильную техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений и отсеков, питьевых танков, помещений коллективной защиты, медицинской помощи и провизионных кладовых, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты и затемнения, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартового, буксирного устройств, спасательных средств судна; противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб; воздухоотводов и приварных каналов вентиляции, клинкетных дверей и их приводов (кроме машинно-котельных отделений), трапов, штормтрапов и кранцевой защиты.

8. Совместно с главным (старшим) механиком проверяет состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна.

9. Планирует и осуществляет контроль за проведением судовых работ; следит за качеством приготовления пищи.

10. Распределяет матросов по службам общесудовой, добычи и обработки, практикантов по судовым службам.

11. Обеспечивает своевременное получение, хранение, расходование и учет аварийно-спасательного, противопожарного и специального имущества и инвентаря, снабжения и расходных материалов по общесудовой службе.

12. Ведет документацию по учету технического состояния своего заведования, готовит ремонтные ведомости; составляет планы проведения занятий, учений, осмотров, проверок и обеспечивает их выполнение; ведет судовую книгу приказов.

Перед началом и в ходе грузовых операций:

1. Обеспечивает подготовку грузовых устройств и помещений к приему груза; проверяет их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части.

2. Лично руководит погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза.

3. Лично руководит подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивает выполнение правил их перевозки.

Перед выходом в рейс:

1. Обеспечивает подготовку судна по-походному, принимает меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов.

2. Проверяет готовность рулевого, якорного, швартовного, шлюпочного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; следит за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, тамбучин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов.

3. За 2 часа до выхода докладывает капитану о готовности службы к рейсу и за 15 минут - о готовности судна к отходу.

1. Контролирует надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывает и ведет наблюдение за водонепроницаемостью корпуса, герметичностью наружного контура судна; принимает меры к их обеспечению; руководит подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением.

2. При оставлении судна экипажем обеспечивает проверку помещений судна и следит за тем, чтобы на судне не осталось людей.

3. Несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. (На судах, где более трех помощников капитана, старший несет одну ходовую вахту в сутки с 4 до 8 часов и осуществляет контроль за вахтой четвертого помощника с 16 до 20 часов). В сложных условиях несет ходовые вахты по указанию капитана.

Примечание. Настоящая инструкция не ограничивает права капитана в определенных случаях возлагать на членов экипажа дополнительные обязанности применительно к реальным условиям и состоянию судна.

Другие инструкции в разделе:
-

Инструкция для должности "Старший помощник капитана ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. ВЫПУСК 67. Водный транспорт. Раздел "Морской транспорт" (С изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства транспорта и связи Украины N 189 от 10.05.2005 г., N 671 от 06.08.2007 г.). Издание второе, дополненное, переработано по состоянию на 06.08.2007 год", который утвержден приказом Министерства транспорта Украины 10.12.2001 г. N 863. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Старший помощник капитана" относится к категории "Специалисты".

1.2. Квалификационные требования - полное, базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист, бакалавр или младший специалист). Стаж работы по профессии помощника капитана для получения диплома старшего помощника капитана судов: валовой вместимостью 3000 и более (с образовательно-квалификационным уровнем - специалист), валовой вместимостью от 500 до 3000 или менее 500 в случае плавания в открытом море (с образовательно-квалификационным уровням бакалавр), валовой вместимостью менее 500 прибрежного плавания (с образовательно-квалификационным уровнем - младший специалист) - не менее 1 года. Экзаменационные испытания по требованиям относительно компетентности в соответствии с Кодексом о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) на право получения диплома о должностной квалификации и других документов. Периодическое повышение и подтверждение квалификации.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- постановления, приказы, распоряжения, положения, инструкции, нормативные и другие руководящие документы по судовождению, технической эксплуатации судов торгового флота, по вопросам безопасности мореплавания, технического состояния судов, организации общесудовой службы;
- навигацию, общую и специальную лоцию;
- эксплуатационные технические данные навигационно-штурманского оборудования;
- передовой отечественный и зарубежный опыт судовождения;
- правила эксплуатации системы дистанционного управления силовой энергетической установкой;
- правила и нормативные документы Регистра судоходства Украины или другого классификационного общества, которое осуществляет технический надзор за судном;
- Кодекс торгового мореплавания Украины;
- положения международных конвенций и резолюций Международной морской организации (ИМО) по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (МАМПС), о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ), о грузовой марке;
- международные правила, кодексы и стандарты, касающиеся безопасной обработки, размещения, крепления и перевозки грузов, учитывая Кодекс безопасной практики размещения и закрепления грузов (Кодекс РКГ), Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ), Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов (Кодекс НГ);
- правила погрузки, перевозки и выгрузки тяжеловесных и длинномерных грузов;
- организацию размещения и обслуживания пассажиров (на пассажирских судах);
- специфику погрузки, крепления, перевозки и выгрузки на специализированных судах;
- правила пожарной безопасности во время выполнения ремонтных работ и работ с применением открытого огня;
- противопожарная защита судна;
- Отраслевое соглашение между Минтрансом Украины и профсоюзом;
- правила и инструкции судовладельца, условия Коллективного договора (контракта);
- экономику, организацию труда и управления, транспортное право, аварийно-спасательное дело, морские санитарные декларации и требования Международных санитарных правил;
- Международное медицинское руководство для судов, медицинский раздел Международного свода сигналов;
- английский язык (морскую специфику).

1.4. Старший помощник капитана назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Старший помощник капитана подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Старший помощник капитана руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Старший помощник капитана во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Осуществляет планирование рейса, управление и маневрирование судном в любых обстоятельствах.

2.2. Обеспечивает организацию судовой службы, замещает капитана и принимает на себя командование судном в случае необходимости.

2.3. Руководит службой эксплуатации и быта, работой палубной команды.

2.4. Осуществляет контроль за надлежащей организацией труда и отдыха в этих службах.

2.5. Обеспечивает правильное использование, обслуживание и содержание в исправном техническом состоянии корпуса, палуб, палубных механизмов, люковых закрытий и горловин отсеков, рангоута и такелажа, судовых устройств и помещений, спасательных средств, аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, мерительных, воздушных и приемных труб систем пресной воды и баластно-осушительной, трапов, штормтрапов, подъемников, кранцевой защиты.

2.6. Осуществляет организацию и контроль подготовки аварийных подразделений, непосредственное руководство действиями экипажа при обеспечении живучести судна.

2.7. Составляет расписания по сигналам тревоги всего экипажа, во время стоянок в портах - сокращенного экипажа.

2.8. Осуществляет контроль поставки и укомплектованности индивидуальными и коллективными аварийно-спасательными средствами и имуществом корпусной части, наличием нормативного провианта.

2.9. Ведет учет наличия воды в балластных танках и цистернах.

2.10. Обеспечивает своевременное снабжение судна и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов пищевого снабжения и питьевой воды, их правильное расходование и учет, утверждает меню питания экипажа.

2.11. Осуществляет расположение членов экипажа и лиц, временно прибыли на судно, в жилых помещениях.

2.12. Обеспечивает надлежащую организацию размещения и обслуживания пассажиров, если в штате отсутствует помощник капитана по пассажирской части.

2.13. Исполняет обязанности помощника капитана по пожарной части, если таковой отсутствует в штате.

2.14. Контролирует содержание судна в надлежащем санитарном состоянии.

2.15. Обеспечивает прохождения судном дератизации и дезинсекции.

2.16. Осуществляет подготовку и объявление приказов капитана, контролирует их выполнение, сохраняет судовые печати и штампы.

2.17. Составляет грузовой план с учетом специфики и свойств груза, обеспечения устойчивости, прочности судна, представляет его на утверждение капитану.

2.18. Обеспечивает подготовку грузовых устройств и механизмов судна к выполнению грузовых операций, палуб, трюмов и других грузовых помещений - для принятия груза.

2.19. Контролирует и обеспечивает необходимый температурный режим грузовых помещений и уровень влажности.

2.20. Составляет и вручает сообщение (нотис) о готовности судна к проведению грузовых операций.

2.21. Ведает принятием и сдачей груза (багажа), обеспечивает правильные нагрузки, сепарирование, укладку, крепление, перевозку и выгрузку.

2.22. Осуществляет контроль опломбирования грузовых помещений и хранения пломб.

2.23. Выдает расписки о принятии груза, оформляет грузовые документы, ведет судовую грузовую документацию, составляет рейсовый отчет.

2.24. Лично руководит подготовкой судна для перевозки опасных и навалочных грузов, нагрузкой, закреплением, выгрузкой тяжеловесных и длинномерных грузов, расположением и закреплением палубного груза.

2.25. Руководит погрузочно-разгрузочными работами на специализированных судах (типа "РО-РО", контейнеровозах и т.п.).

2.26. Осуществляет планирование и проведение ремонтно-профилактических работ, выполняемых палубной командой, подготовку ведомостей дефектов своего ведения.

2.27. Следит за укомплектованностью судна техническим обеспечением корпусной части.

2.28. Осуществляет составление ремонтных ведомостей в соответствии с объектами обслуживания.

2.29. Контролирует качество корпусных работ, выполняемых ремонтными предприятиями.

2.30. Обеспечивает своевременное предъявление судна для осмотра органам технического надзора за корпусной частью.

2.31. Перед выходом судна в рейс осуществляет проверку подготовки судна к плаванию.

2.32. Докладывает капитану о готовности судна к рейсу после получения докладов от помощников капитана о готовности подведомственных подразделений.

2.33. Во время плавания контролирует состояние крепления палубных устройств и грузов, организовывает надзор за водонепроницаемостью корпуса и принимает меры по устранению недостатков, которые были замечены, руководит подготовкой судна к штормовому плаванию, а также плаванию в ледовых условиях, швартовкой судна (совместно с лоцманом или самостоятельно) при отсутствии капитана на борту судна.

2.34. Несет стояночные и ходовые вахты.

2.35. Осуществляет контроль выполнения мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды.

2.36. Организовывает своевременное оказание медицинской помощи членам судового экипажа.

2.37. Обеспечивает соблюдение экипажем судна правил охраны труда, проводит инструктажи по вопросам охраны труда.

2.38. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.39. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Старший помощник капитана имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Старший помощник капитана имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Старший помощник капитана имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Старший помощник капитана имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Старший помощник капитана имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Старший помощник капитана имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Старший помощник капитана имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Старший помощник капитана имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Старший помощник капитана имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Старший помощник капитана несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Старший помощник капитана несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Старший помощник капитана несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Старший помощник капитана несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Старший помощник капитана несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Старший помощник капитана несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Старший помощник капитана несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Ликбез для «чайников»: кто чем занимается на корабле и как не запутаться в элементарном морском жаргоне

«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.

Баталер

К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.

Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.

Боцман

Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.

Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.

Капитан

Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.

Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.

На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.

Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.

Кок

Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.

Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.


На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.

Лоцман

В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.

Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.

Матрос

Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.


В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.

Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».

Машинист (моторист)

Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.

Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.

Механик

Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.

На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.

При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.

Старший помощник капитана (командира)

На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.

Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.

Штурман

Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.

На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.

Юнга

Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.

Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.

Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.

«Частое оставление корабля старшим
помощником командира корабля несовместимо с
должным исполнением им своих служебных
обязанностей» (ст. 191 КУ ВМФ)


В пору моей первой курсантской корабельной практики, а проходила она на крейсере «Мурманск», что гордо стоял на рейде Североморска, мы, курсанты, первые дни искренне считали командиром корабля невысокого капитана 2 ранга, которого рапортом встречал утром дежурный по кораблю, когда вся команда, вытянувшись по стойке «смирно», подъемом флага начинала очередной флотский рабочий день. Да и кто еще, по моему мальчишескому разумению, кроме командира, мог отдать команду «Флаг и гюйс поднять!», после которой тысячи глаз одновременно провожали взглядом огромное звездно-белое полотнище, медленно у уверенно-гордо всползающее на свое штатное (по швартовому расписанию) место. Этот же человек присутствовал потом, казалось, везде и всюду: он руководил корабельной службой и бытом, встречал представителей штаба, вместе с руководителем практики разбирал курсантские «залеты», проверял порядок в кубриках, командовал с мостика во время тренировок и базовых учений. Каково же было мое удивление, когда, спустя две недели после нашего прибытия, выяснилось, что всемогущий капитан 2 ранга был старпомом командира крейсера: после внеочередной большой приборки, где лысеющий боцман лихорадочно носился по палубе, рукавом проверяя надраенность «медяшек», экипаж был построен по «Большому сбору». Показался катер, не посыльный, а командирский, с левого борта, оркестр сыграл «Захождение», и по ступеням трапа на борт поднялся невысокий капитан 1 ранга, совсем не похожий на морского волка, несмотря на небольшую окладистую бородку. После доклада командиру, старпом вместе с командирами боевых частей был приглашен на совещание, а, спустя несколько часов, в сопровождении секретчика убыл в штаб с документами. Корабль готовился к выходу в море.

Так кто же такой – старший помощник командира корабля? Как им становятся?

Старший помощник командира корабля подчиняется командиру корабля, является первым заместителем командира и прямым начальником всего личного состава корабля.

Он руководит повседневной деятельностью боевых частей, служб и команд корабля. Перечень ответственностей старшего помощника командира не намного отличается от командирского.

Старший помощник командира корабля отвечает:

  • за организацию обороны и защиты корабля;
  • за организацию боевой подготовки;
  • за воспитание и воинскую дисциплину личного состава корабля;
  • за организацию взаимодействия между боевыми частями и службами корабля;
  • за организацию службы и внутренний порядок на корабле;
  • за правильность составления корабельных расписаний, инструкций и своевременную их корректировку;
  • за состояние учета личного состава, боеприпасов, стрелкового оружия и иных материальных средств;
  • за приготовление корабля к бою и походу
  • за организацию обеспечения ядерной безопасности на корабле с ядерной энергетической установкой.
На кораблях, где должность старшего помощника командира не предусмотрена штатом, его обязанности выполняет и его правами пользуется помощник командира корабля. Еще больше у старпома обязанностей. Старший помощник командира корабля обязан:

а) знать состояние корабля, оружия и технических средств, запасов всех видов и поддерживать их в соответствии с установленными нормами;
б) разрабатывать мероприятия по обороне и защите корабля;
в) осуществлять при участии заместителей и помощников командира корабля, командиров боевых частей и начальников служб планирование на корабле, представлять планы на утверждение командиру корабля и контролировать их выполнение;
г) знать теоретические основы борьбы за живучесть корабля и уметь практически руководить ею, лично обучать офицеров борьбе за живучесть;
д) организовывать своевременную и правильную передачу боевым частям и службам всех приказов, распоряжений командира корабля, старших начальников и проверку их исполнения, отрабатывать взаимодействие боевых частей и служб, руководить повседневной деятельностью боевых частей, служб и команд корабля;
е) обобщать опыт применения оружия и использования технических средств корабля; ж) участвовать в работе по отбору кандидатов в военные учебные заведения и приему на военную службу по контракту;
з) вести подготовку офицеров к несению корабельного дежурства, а также вахты при стоянке на якоре;
и) ежедневно обходить корабль, контролировать соблюдение установленного распорядка, состояние корпуса, помещений, оружия, боеприпасов и технических средств корабля, обращая особое внимание на выполнение мероприятий по предупреждению аварийности, гибели и травматизма личного состава;
к) контролировать ведение вахтенного журнала и другой корабельной документации;
л) требовать от помощников командира корабля и командиров подразделений точного соблюдения требований безопасности при проведении всех видов работ;
м) контролировать своевременное и полное обеспечение корабля положенными материальными средствами.
н) организовывать работу по предупреждению загрязнения природной среды;
о) инструктировать перед заступлением в наряд дежурного по кораблю.

Старший помощник командира корабля должен быть готов в любой момент заменить командира корабля, для чего должен:

а) получить допуск к самостоятельному управлению кораблем в установленные сроки(а строки очень зависят и от задач, стоящих перед кораблем, и от командира);
б) всегда быть осведомленным о всех приказаниях и распоряжения, полученных командиром корабля от вышестоящих начальников;
в) быть в курсе всех служебных намерений командира корабля.

Все вышеуказанное в полной мере относится как к повседневной, так и к боевой деятельности. Несмотря на присутствие командира на борту, старший помощник полностью контролирует процесс подготовки корабля к плаванию.

Старший помощник командира корабля перед походом лично убеждается:

  • во включении размагничивающих и других противоминных устройств,
  • в пополнении запасов корабля,
  • в наличии всех офицеров, мичманов, старшин и матросов на корабле,
  • в отсутствии посторонних лиц.
За 10 минут до съемки с якоря (бочки, швартовых) он докладывает командиру корабля о готовности корабля к бою и походу.

Во время похода он должен быть осведомлен о всех обстоятельствах плавания.

При кратковременном отсутствии командира корабля старший помощник вступает в командование кораблем, выполняя одновременно и свои прямые обязанности. При длительном отсутствии командира корабля он вступает в командование кораблем по приказанию вышестоящего начальника, объявляя об этом в приказе и с записью в вахтенном журнале корабля.

Ежедневно в назначенное командиром корабля время старший помощник командира принимает от помощников командира, командиров боевых частей и начальников служб доклады о выполнении суточного плана и о событиях за день, после чего делает обобщенный доклад командиру корабля и представляет на утверждение план на следующие сутки.

По получении от командира корабля указаний на следующие сутки старший помощник вносит свои распоряжения в книгу приказаний и передает ее дежурному по кораблю. С утвержденным суточным планом он знакомит заместителей и помощников командира корабля, командиров боевых частей и начальников служб.

Старший помощник командира организует объявление личному составу корабля перед строем необходимых приказов и плана на следующие сутки.

Как известно, традиция и устав требуют от командира оставлять корабль последним (либо остаться на нем до конца). А что же старший помощник?

После принятия командиром корабля решения об оставлении корабля экипажем, старший помощник руководит необходимыми для этого мероприятиями. Старший помощник оставляет корабль вместе с командиром корабля, если не получит от него иного приказания.

Так что очень это непростое занятие – быть старпомом. И неблагодарное. На флоте бытует фраза « У хорошего командира старпом – собака». А как иначе? Все шишки – старпому, награды – командиру. Семья, личная жизнь, здоровье, даже сон – все у старпома на периферии приоритетов, корабль и его экипаж – в центре жизни. Сколько ребят сломались, не выдержали, сошли с дистанции, просто заболели… Но, как не крути, нет командиров, не тянувших когда-то лямку старпома. Терпи, казак – атаманом будешь!

Заместитель командира корабля по воспитательной работе

Есть в штатном корабельном расписании должность, исполнять которую в полном объеме способен только исключительно честный, преданный общему делу человек, патриот, общительный и открытый, обладающий профессиональными знаниями и навыками и в морском деле, и в психологии, и в культурологи, и в политологии, в общем - разносторонне развитая личность. Этот человек всегда там, где необходим взвешенный, четкий расчет, выверенные действия, где стрессовая ситуация может пагубно сказаться на способности всех и каждого действовать по уставу, по закону, «по правде». Он всегда там, где надо «снять напряжение», «разрядить обстановку», «отвести грозу». Он способен выслушать и понять любого, помочь разобраться в сложной личной проблеме, походатайствовать перед самым большим начальником о чем-то и ком-то.

Нет, это не капеллан – корабельный священник.

Это – заместитель командира по воспитательной работе, «комиссар», как называли раньше представителя пламенной когорты большевиков, ведущего на подвиг.

Заместитель командира корабля по воспитательной работе подчиняется командиру корабля, является прямым начальником всего личного состава корабля и отвечает:

  • за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и общественно-государственную подготовку личного состава корабля;
  • за действенность работы по социально-правовой защите военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;
  • за социально-правовое, информационное, психологическое и культурно-досуговое обеспечение на корабле.
Почему-то бытует мнение, что должность эта проста, не требует специальной подготовки и особых качеств характера и души, если хотите. Кто из нас не слышал выражение: «Рот закрыл – матчасть в исходном». Нет, у настоящего заместителя весь экипаж, весь корабль – его матчасть.

Заместитель командира корабля по воспитательной работе обязан:

а) участвовать в разработке планов боевой подготовки и мобилизационной готовности корабля, обеспечивать их выполнение;
б) организовывать и проводить воспитательную работу с личным составом с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего; формировать у военнослужащих верность Отечеству, воинскому долгу и Военной присяге, высокие боевые и морально-психологические качества;
в) осуществлять проведение конкретных мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, профилактике правонарушений среди личного состава, сплочению воинских коллективов и по соблюдению условий безопасности военной службы;
г) знать деловые, морально-психологические качества каждого офицера, мичмана и старшины корабля;
д) участвовать в работе по изучению военных кадров, повышению их военно-профессиональной квалификации;
е) изучать настроения, общественное мнение и психологическое состояние военнослужащих, составлять общую морально-психологическую характеристику личного состава корабля, реализовывать меры по поддержанию здорового нравственного климата на корабле;
ж) организовывать и проводить работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, знать их нужды и запросы, принимать меры к своевременному разрешению обоснованных жалоб и заявлений, а также к восстановлению нарушенных прав;
з) проводить информирование военнослужащих о событиях в мире и стране, о жизни и учебно-боевой деятельности армии и флота; организовывать общественно-государственную подготовку личного состава; обучать офицеров корабля проведению воспитательной работы;
и) организовывать морально-психологическое обеспечение учебного процесса, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;
к) организовывать взаимодействие и оказывать практическую помощь офицерскому собранию, действующему на корабле;
л) поддерживать связи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями граждан в целях решения социальных проблем, воспитания личного состава, организации военно-профессиональной ориентации молодежи и пропаганды военной службы;
м) создавать условия для духовного и культурного развития военнослужащих, организовывать досуг личного состава;
н) контролировать правильность использования технических средств и культурно - досугового имущества в процессе воспитательной работы, своевременность доставки и вручения личному составу периодических изданий и почтовых отправлений;
о) вести учет преступлений, происшествий и дисциплинарных проступков на корабле;
п) ежедневно докладывать командиру корабля о морально-психологическом состоянии личного состава и воинской дисциплине на корабле.

Настоящий заместитель становится одним из советников командира, другом, способен, сдав зачеты, самостоятельно нести командирскую вахту.

Не всякий человек, окончивший высшее учебное заведение по данной специальности и ступивший на палубу корабля, становится настоящим заместителем командира. Исключительно сложная, обязывающая должность.

Помощник командира корабля

Экипаж корабля – слепок любого производственного коллектива: кто-то крутит гайки, кто-то пишет и отправляет корреспонденцию, занимается планированием, принимает решения. Есть «директор и топ-менеджеры», «начальники направлений и отделов».

Помощник командира корабля – это должность, знаменующая начало восхождения корабельного офицера к вершине корабельной карьеры – к командирскому креслу. Это шаг, который делает окончательным и бесповоротным, при наличии желания и воли, конечно, поворот от «специалиста» к «управленцу», к топ-менеджменту.

Помощник командира корабля подчиняется командиру корабля и является прямым начальником личного состава подчиненных подразделений. Помощник командира корабля отвечает:

  • за поддержание экипажем корабля внутреннего порядка на корабле и в казарме (на плавбазе);
  • за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава подчиненных подразделений;
  • за организацию службы корабельных нарядов;
  • за содержание бортов, верхней палубы, надстроек, рангоута, жилых помещений и помещений общего пользования корабля (береговой или плавучей базы);
  • за безопасность личного состава при выполнении работ, связанных с подъемом тяжестей и пребыванием за бортом корабля;
  • за состояние и использование корабельных плавсредств, якорных, буксирных и подъемных устройств, приготовление их к походу, исправность и готовность к использованию штормовых лееров и креплений;
  • за обучение экипажа корабля плаванию;
  • за наличие шкиперского имущества, его учет, выдачу и правильное использование;
  • за наличие спасательных средств (спасательных жилетов, поясов, плотиков), их укомплектованность, состояние и готовность к действию.

С кем в производственном коллективе сравнить помощника командира? Он и главный бухгалтер, и руководитель службы охраны, и заведующий столовой, и главный инженер (завхоз), и ответственный за безопасность труда, и зав. по кадрам.

Помощник командира корабля обязан:

а) руководить работами на верхней палубе, надстройках и бортах корабля;
б) назначать по согласованию с командирами боевых частей и начальниками служб личный состав на работы вне корабля и контролировать их выполнение;
в) размещать личный состав корабля и лиц, временно на нем пребывающих;
г) перед походом убедиться, что на корабле нет посторонних лиц;

Помощник командира корабля должен:

а) организовывать проведение морской, строевой, физической и огневой подготовки из стрелкового оружия экипажа корабля, увольнение его на берег и в отпуск;
б) возглавлять запасной командный пункт корабля;
в) руководить службой снабжения (на кораблях, где штатом не предусмотрен помощник командира корабля по снабжению), мероприятиями по маскировке корабля, составлением повседневных расписаний,

Помощник командира корабля контролирует выполнение всем личным составом корабельных правил. Его указания по кругу ведения обязательны для офицеров, мичманов, старшин и матросов корабля.

При аварии помощник командира надводного корабля руководит работами на верхней палубе, надстройках и на бортах корабля или действует по указанию командира корабля. В случае необходимости он запрашивает через главный командный пункт в свое распоряжение аварийные партии и личный состав боевых постов.

В период заводского ремонта помощник командира корабля наблюдает за выполнением рабочими корабельных правил и распорядка дня, докладывая командиру корабля об усилении дежурной и вахтенной служб, если того требует обстановка.

Помощник, наряду со старпомом, вникает во все корабельные дела, плюс – казарма, обеспечение и снабжение. Первым приходит на корабль помощник. И последним уходит – но уже с береговой базы. А ведь надо еще и сдавать зачеты на допуск к управлению кораблем, к командирской вахте. Соленая должность.

Помощник командира корабля по правовой работе

Помощник командира корабля по правовой работе подчиняется командиру корабля. Указания и распоряжения помощника командира корабля по правовой работе по вопросам, отнесенным к его ведению, обязательны для всего личного состава корабля.

Помощник командира корабля по правовой работе в мирное и военное время отвечает:

  • за правовое обеспечение повседневной и боевой деятельности корабля;
  • за соответствие действующему законодательству Российской Федерации визируемых им проектов приказов и других документов.
При обнаружении нарушений законности в деятельности должностных лиц корабля докладывает об этом командиру корабля для принятия необходимых мер по их устранению и предупреждению.

Помощник командира корабля по правовой работе обязан:

А) проводить правовую экспертизу проектов приказов командира корабля;
б) участвовать в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской дисциплины;
в) участвовать по указанию командира корабля в осуществлении защиты законных прав и интересов корабля, а также военнослужащих корабля по вопросам их служебной деятельности;
г) осуществлять правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, проводимой на корабле;
д) участвовать в организации и осуществлении изучения личным составом корабля действующего законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права;
е) вести контрольные экземпляры приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, Главнокомандующего Военно-Морским Флотом, командующего флотом, командира корабля;
ж) осуществлять правовую экспертизу документов, представляемых на подпись командиру корабля на утверждение, в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств;
з) консультировать по правовым вопросам, возникающим в деятельности должностных лиц корабля;
и) участвовать в проводимых командиром корабля и его заместителями приемах по личным вопросам военнослужащих корабля и членов их семей;
к) готовить ежегодный доклад о состоянии правовой работы на корабле и представлять его после рассмотрения командиром корабля начальнику подразделения юридической службы вышестоящего органа военного управления;
л) выполнять указания вышестоящих подразделений юридической службы, касающиеся вопросов специальной деятельности. О полученных указаниях докладывать командиру корабля;
м) знать: устройство корабля, его тактико-технические данные, боевую и повседневную организацию корабля, теоретические основы борьбы за живучесть корабля и ее организацию;
н) организовать изучение личным составом корабля норм международного гуманитарного права.

Помощник командира корабля по правовой работе имеет право:

А) получать от соответствующих должностных лиц корабля в установленном порядке документы, справки, расчеты, договора и другие сведения, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
б) представлять соответствующим командирам (начальникам) предложения об устранении нарушений законности и о привлечении к ответственности должностных лиц;
в) давать заключения по вопросам правового характера, возникающим в деятельности командования корабля;
г) участвовать в служебных совещаниях, проводимых командиром корабля.

Помощник командира корабля по правовой работе во время похода и при нахождении за пределами территориального моря Российской Федерации оказывает командиру корабля юридическую помощь в применении норм международного права. Представляет предложения командиру корабля в вопросах урегулирования происшествий и инцидентов, связанных с нарушением норм международного права, соблюдения личным составом корабля правового режима морских пространств и взаимоотношений с представителями иностранных государств (иностранными кораблями и гражданами) в вопросах соблюдения требований нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность мореплавания, предупреждение происшествий и инцидентов, оказание помощи и спасения на море.

Помощник командира корабля по правовой работе в период вооруженного конфликта выполняет функции юридического советника. Он дает советы командиру корабля о применении Женевских конвенций 1949 года о защите жертв войны и дополнительных протоколов к ним. Кроме того, им оказывается содействие должностным лицам корабля в вопросах правовой регламентации средств и методов ведения войны на море.

При аварии помощник командира корабля по правовой работе прибывает на главный командный пункт и действует по указанию командира корабля.

Помощники командира корабля – это топ-менеджмент, настоящие профессионалы-руководители, верные флагу и офицерской чести, идущие по сложному и трудному пути к вершинам офицерской карьеры не ради личной славы, а по зову совести, на благо Флота и Родины.

200. Помощник командира корабля подчиняется командиру корабля и является прямым начальником личного состава подчиненных подразделений. На кораблях, где по штату предусмотрен помощник командира корабля по снабжению, его обязанности определяются ст.214-221.

201 . Помощник командира корабляотвечает:

за поддержание экипажем корабля внутреннего порядка на корабле и в казарме (на плавбазе);

за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава подчиненных подразделений;

за организацию службы корабельных нарядов;

за безопасность личного состава при выполнении работ, связанных с подъемом тяжестей и пребыванием за бортом корабля;

за состояние и использование корабельных плавсредств, якорных, буксирных и подъемных устройств, приготовление их к походу, исправность и готовность к использованию штормовых лееров и креплений;

за обучение экипажа корабля плаванию;

за наличие шкиперского имущества, его учет, выдачу и правильное использование;

за наличие спасательных средств (спасательных жилетов, поясов, плотиков), их укомплектованность, состояние и готовность к действию.

202. Помощник командира корабляобязан :

а) руководить работами на верхней палубе, надстройках и бортах корабля;

б) назначать по согласованию с командирами боевых частей и начальниками служб личный состав на работы вне корабля и контролировать их выполнение;

в) размещать личный состав корабля и лиц, временно на нем пребывающих;

г) перед походом убедиться, что на корабле нет посторонних лиц;

203 . Помощник командира кораблядолжен :

а) организовывать проведение морской, строевой, физической и огневой подготовки из стрелкового оружия экипажа корабля, увольнение его на берег и в отпуск;

б) возглавлять запасной командный пункт корабля;

в) руководить службой снабжения (на кораблях, где штатом не предусмотрен помощник командира корабля по снабжению), мероприятиями по маскировке корабля, составлением повседневных расписаний,

204. Помощник командира корабля контролирует выполнение всем личным составом корабельных правил. Его указания по кругу ведения обязательны для офицеров, мичманов, старшин и матросов корабля.

205 . При аварии помощник командира надводного корабля руководит работами на верхней палубе, надстройках и на бортах корабля или действует по указанию командира корабля.

В случае необходимости он запрашивает через главный командный пункт в свое распоряжение аварийные партии и личный состав боевых постов.

206. В период заводского ремонта помощник командира корабля наблюдает за выполнением рабочими корабельных правил и распорядка дня, докладывая командиру корабля об усилении дежурной и вахтенной служб, если того требует обстановка.

Помощник командира корабля по правовой работе

207 . Помощник командира корабля по правовой работе подчиняется командиру корабля. Указания и распоряжения помощника командира корабля по правовой работе по вопросам, отнесенным к его ведению, обязательны для всего личного состава корабля.

208 . Помощник командира корабля по правовой работе в мирное и военное времяотвечает :

за правовое обеспечение повседневной и боевой деятельности корабля;

за соответствие действующему законодательству Российской Федерации визируемых им проектов приказов и других документов.

При обнаружении нарушений законности в деятельности должностных лиц корабля докладывает об этом командиру корабля для принятия необходимых мер по их устранению и предупреждению.

209 . Помощник командира корабля по правовой работеобязан :

а) проводить правовую экспертизу проектов приказов командира корабля;

б) участвовать в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской дисциплины;

в) участвовать по указанию командира корабля в осуществлении защиты законных прав и интересов корабля, а также военнослужащих корабля по вопросам их служебной деятельности;

г) осуществлять правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, проводимой на корабле;

д) участвовать в организации и осуществлении изучения личным составом корабля действующего законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права;

е) вести контрольные экземпляры приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, Главнокомандующего Военно-Морским Флотом, командующего флотом, командира корабля;

ж) осуществлять правовую экспертизу документов, представляемых на подпись командиру корабля на утверждение, в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств;

з) консультировать по правовым вопросам, возникающим в деятельности должностных лиц корабля;

и) участвовать в проводимых командиром корабля и его заместителями приемах по личным вопросам военнослужащих корабля и членов их семей;

к) готовить ежегодный доклад о состоянии правовой работы на корабле и представлять его после рассмотрения командиром корабля начальнику подразделения юридической службы вышестоящего органа военного управления;

л) выполнять указания вышестоящих подразделений юридической службы, касающиеся вопросов специальной деятельности. О полученных указаниях докладывать командиру корабля;

м) знать: устройство корабля, его тактико-технические данные, боевую и повседневную организацию корабля, теоретические основы борьбы за живучесть корабля и ее организацию;

н) организовать изучение личным составом корабля норм международного гуманитарного права.

210 . Помощник командира корабля по правовой работе имеет право:

а) получать от соответствующих должностных лиц корабля в установленном порядке документы, справки, расчеты, договора и другие сведения, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

б) представлять соответствующим командирам (начальникам) предложения об устранении нарушений законности и о привлечении к ответственности должностных лиц;

в) давать заключения по вопросам правового характера, возникающим в деятельности командования корабля;

г) участвовать в служебных совещаниях, проводимых командиром корабля.

211 . Помощник командира корабля по правовой работе во время похода и при нахождении за пределами территориального моря Российской Федерации оказывает командиру корабля юридическую помощь в применении норм международного права. Представляет предложения командиру корабля в вопросах урегулирования происшествий и инцидентов, связанных с нарушением норм международного права, соблюдения личным составом корабля правового режима морских пространств и взаимоотношений с представителями иностранных государств (иностранными кораблями и гражданами) в вопросах соблюдения требований нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность мореплавания, предупреждение происшествий и инцидентов, оказание помощи и спасения на море.

212. Помощник командира корабля по правовой работе в период вооруженного конфликта выполняет функции юридического советника. Он дает советы командиру корабля о применении Женевских конвенций 1949 года о защите жертв войны и дополнительных протоколов к ним. Кроме того, им оказывается содействие должностным лицам корабля в вопросах правовой регламентации средств и методов ведения войны на море.

213. При аварии помощник командира корабля по правовой работе прибывает на главный командный пункт и действует по указанию командира корабля.