Гастев а к как надо работать. Как надо работать, чтобы вас повысили. Исследования Воздействуй

Цитовские листовки и плакаты «Как надо работать» можно было увидеть над верстаком слесаря и в наркоматской канцелярии, в железнодорожном депо и в кремлевском кабинете Ленина.

Всего 16 правил-заповедей Алексея Капитоновича Гастева. Никаких секретов, никаких открытий. Но - по мысли Гастева - в этом и состоит «наука организации труда». И вообще никакой НОТ, помимо практических правил работы, попросту нет!

  1. Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать, продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работ продумать досконально.
  2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.
  3. На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного.
  4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно все это находить наобум.
  5. За работу никогда не надо браться круто, сразу, не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тело сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя, как говорится, зарежешь, и работу запорешь. После крутого начального порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить.
  6. По ходу работы иногда надо усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело иум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу иуже после этого приналечь.
  7. Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами, портит и человека, и работу.
  8. Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.
  9. Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть, в легкой работе отдыхи редкие, но равномерные.
  10. Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие перерывы, чем во время самой работы.
  11. Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применять снова опять-таки тихо; даже нарочно замедлять, чтобы выдержать.
  12. Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться заработу и опять-таки исподволь, но ровно.
  13. Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе.
  14. Есть очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо «вытерпеть», так сказать, привыкнуть к успеху, смять свое удовлетворение, сделать его внутренним, а то в другой раз в случае неудачи получится «отравление» воли, и работа опротивеет.
  15. В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начинать снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11-м правиле.
  16. По окончании работы надо все прибрать; и работу, и инструмент, и рабочее место; все положить на определенное место, чтобы принимаясь снова за работу, можно было все найти и чтобы самая работа не противела…

Алексей Капитонович Гастев (26 сентября (8 октября) 1882 года, Суздаль - 15 апреля 1939 года, Коммунарка) - русский революционер, профсоюзный деятель, поэт и писатель, теоретик научной организации труда и руководитель Центрального института труда. Член ВКП(б) с 1931 года. Один из идеологов Пролеткульта. Жил в Москве в знаменитом «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2). Литературные псевдонимы - А. Зорин, И. Дозоров, А. З., А. Зарембо, А. Набегов. (Википедия)

Добавлю еще один документ восьмидесятилетней давности.Был в первой трети двадцатого века такой поэт - Алексей Капитонович Гастев . Не очень заметный на фоне своих великих современников, писавший странные стихи, которые, кстати, много позже цитировал Кир Булычев , :

Инженерьте обывателей.
Загнать им геометрию в шею.
Логарифмы им в жесты.
Опакостить их романтику.
Тонны негодования.
Нормализация слов от полюса к полюсу.
Фразы по десятеричной системе.
Котельное предприятие речей.
Уничтожить словесность.
Огортанить туннели...

(полный текст )

Потом его судьба сделала крутой поворот - основатель Центрального института труда при ВЦСПС, он стал одним из основоположников НОТ, научной организации труда (посмотрите - вот такие ассоциации). Еще потом , и Гастев, конечно, тоже был репрессирован, арестован в 1938 году, расстрелян в 1939. Реабилитирован, как водится, посмертно.

В 1922 году Гастев выпустил небольшую брошюру "Как надо работать" . Она имела успех, листок с правилами висел даже в кремлевском кабинете Ленина (если этот музей жив, то, должно быть, и сейчас висит - москвичи, проверьте при случае!). В середине шестидесятых книжка была переиздана, потом многократно цитировалась (я наткнулся на этот текст в пособии по организации труда первокурсников). Содержание и по нынешним временам вполне приемлемо, с поправкой на стиль, конечно. Судите сами.

Как надо работать

Работаем ли мы за канцелярским столом, пилим ли напильником в слесарной мастерской, или, наконец, пашем землю,- всюду надо создать трудовую выдержку и постепенно сделать ее привычкой.

Вот первые основные правила для всякого труда:

    Прежде, чем браться за работу, надо всю ее продумать, продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работ продумать досконально.

    Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.

    На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту но тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного.

    Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз и навсегда установленном порядке, чтобы можно все это находить наобум.

    За работу никогда не надо браться круто, сразу, не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тело потом сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя, как говорится, зарежешь и работу "запорешь". После крутого начального порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить.

    По ходу работы иногда надо усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу и уже после этого приналечь.

    Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива: работа сгоряча, приступами портит и человека и работу.

    Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными, чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.

    Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть, в легкой работе отдыхи редкие, но равномерные.

    Во время самой работы не надо кушать, не пить чай, пить, в крайнем случае, для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие перерывы, чем во время самой работы.

    Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и приняться снова опять-таки тихо; даже нарочно замедлять, чтобы себя выдержать.

    Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.

    Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе.

    Есть очень дурная привычка: после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо "вытерпеть", так сказать, привыкнуть к успеху, смять свое удовлетворение, сделать его внутренним; а то в другой раз в случае неудачи получится "отравление" воли и работа опротивеет.

    В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начинать снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11-м правиле.

    По окончании работы надо все прибрать: и работу, и инструмент, и рабочее место; все положить на определенное место, чтобы, принимаясь снова за работу, можно было все найти и чтобы самая работа не опротивела.

Ну а теперь давайте всё опошлим. Попробуйте перечитать этот текст, настроившись, как бы сказать, пофривольнее. Не думал Гастев, не гадал, что в XXI веке попадет в число авторов эротической прозы (осторожно идите по ссылке, там вокруг может быть непристойная реклама).

Два имени: Маркс и Форд сейчас стоят, как две противоречащие друг другу исторические фигуры.

Один – гениальный провозвестник борьбы и победы пролетариата. Другой – талантливый защитник и утвердитель современного капиталистического строя. Их отношение к рабочему классу, конечно, диаметрально противоположно. Но не менее любопытно отметить другое, что их объединяет, что совершенно неожиданно сближает эти две гигантские фигуры – это их взгляд на производство, их аналитический подход к этому производству.

Одна из интересных мыслей Форда заключается в том, что современную революцию в производстве совершает, собственно говоря, не техник-специалист данного производства, а техник-конструктор и организатор. Форд даже с особым форсом в своей книжке «Сегодня и Завтра» подчеркивает, что он при разрешении трудных случаев обращался не к специалисту.

«Нам казалось, что мы должны найти способ изготовлять листовое стекло в виде широкой ленты без всякого применения ручного труда. Были опрошены лучшие "стекловары-спецы" всего мира. Они объявили нам, что такие пробы ранее делались, но не привели ни к чему. Тогда мы предложили решить эту задачу людям, которые никогда не бывали на стекольном заводе. Они начали производить опыты в Хайленд-Перке. Им пришлось иметь дело со всеми трудностями, которые им предсказывались, и со многими другими, а в конце концов они все-таки добились благоприятного результата».

И вот эта мысль о том, что современное производство в его развитии, в его побеждающих тенденциях может быть часто понятнее не технику-специалисту, а аналитику, и сближает Маркса с Фордом.

Логичным будет вопрос: как наиболее удобно создавать и фиксировать те самые комбинации слоёв, которые позволят нам быстро и просто создавать нужные планы дизайн-проекта, быстро по ним перемещаться и удобно формировать листы для печати.

Уже понятно, что, чтоб получить, например, План меблировки, нужно скрыть все слои, кроме слоёв Стены, Мебель, Сантехника, Размеры мебели (перечислила условный набор слоёв). А чтоб получить План отделки полов, нужно скрыть все слои, кроме Стены, Полы, Размеры плана полов. Но также понятно, что если нужно быстро перейти с Плана полов на План меблировки, с Плана меблировки на План потолков и т.д. то будет неудобно, если каждый раз нам нужно будет бежать и одни слои скрывать, другие открывать, потом наоборот. Логика подсказывает, что должен быть какой-то эффективный прием. Одним из таких приемов являются комбинации слоёв. Хорошая штука конечно, но я Вам о них рассказывать не буду, потому что уже давно есть методика более продвинутая и эффективная. И использование её является одним из условий быстрой и эффективной работы в архикаде.

Второе главное условие успешной работы в архикаде - РАБОТА С ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИМИ ВИДАМИ (View) В КАРТЕ ВИДОВ (View Map).


Что такое Вид? Вид - это способ, позволяющий зафиксировать сразу несколько параметров состояния проекта и дающий возможность быстро потом к этим фиксированным состояниями переходить.

В момент создания Вида фиксируются такие параметры:


  • какие слои сейчас показаны, какие скрыты;

  • какой текущий этаж;

  • какой масштаб проекта;

  • какой масштаб экранный;

  • какой активен фильтр реконструкции;

  • какие настроены модельные виды;

  • и некоторые другие параметры.

Т.е. создав Вид однажды, потратив на это 1 минуту, потом в любой момент Вы можете переходить к этому фиксированному состоянию в считанные секунды.

Т.е. ПЕРВАЯ ПОЛЬЗА ОТ ВИДОВ - ЭТО БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД МЕЖДУ НУЖНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ ПРОЕКТА . В случае дизайн-проекта мы на каждый план создаем свой вид и потом перепрыгиваем с одного на другой очень быстро и просто.

В этом видео я подробно рассказываю и показываю, как работать с Видами в Карте видов :

Если при создании Вида Вы забыли что-то учесть (не все нужные слои отобразили или скрыли, не тот выбрали масштаб или фильтр реконструкции и т.д.) это не проблема, любой созданный ранее Вид очень легко обновить так :

ВТОРАЯ ПОЛЬЗА ОТ ВИДОВ - ЭТО ОЧЕНЬ УДОБНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ С ИХ ПОМОЩЬЮ ПОДГОТАВЛИВАТЬ ЧЕРТЕЖИ ДЛЯ ПЕЧАТИ.

Для этого надо сначала создать основной макет (шаблон листа), затем макет (сам лист) и затем очень легко там разместить Вид. Как это делается, я рассказываю в этих видео:

Создание основного макета (шаблона листа листа для печати):

Создание макета (листа для печати):

Подозреваю, что те, кто привык работать по одному из неправильных алгоритмов, могут сказать что это долго и сложно. Но это только кажется. Это очень эффективная схема, специально созданная разработчиками для того, чтобы максимально удобно организовать структуру проекта. Разобравшись с этим один раз, и начав правильно использовать Виды Вы станете работать более эффективно, чем раньше. А создав шаблон проекта, используя слои, виды, макеты, Вы упростите себе работу в разы.

Просьба к тем, кто будет экспериментировать с Видами: пробуйте разобраться с этим на тренировочном проекте, в котором не требуется перепланировка. Потому что как ГРАМОТНО выполнить перепланировку я буду рассказывать в следующем посте Как НАДО работать в Archicad - 2 часть . Скоро в эфире)))