Исследовательская работа школьный дневник. "дневник исследовательской деятельности". Требования к презентации

Рекомендации и рецензия руководителя
исследования:

___
________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Выводы:___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Тема исследования:_____________________________
______________________________________________
Работу выполнил:
Ученик ________ класса
______________________________________________
(фамилия, имя автора исследования)
Руководитель исследования:
______________________________________________
______________________________________________
(фамилия, имя, отчество руководителя исследования, должность)
20____Год
1

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят
другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и
сопоставления.
1. Выработать суждения и сделать умозаключения
Суждение – это высказывание о предметах или явлениях,
представляющее собой утверждение или отрицание чего­либо.
Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведённого
исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что
исследовалось.
2. Сделать выводы
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и
не подвёл итогов.
3. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления,
которое ты исследовал
Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто
окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому
обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и
нужно исследовать дальше.
9. .Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на
вопросы по результатам исследования
Для того чтобы лучше и полнее довести свои идеи до тех, кто будет
рассматривать результаты исследовательской работы,
надо
подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше
всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы –
мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый
желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору
III.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее
направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Запиши задачи собственного исследования.
IV. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Гипотеза – это предложение, догадка ещё не доказанная логически и
не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от
древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение о
закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов
«предположим», «допустим», «возможно».
Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько
гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.
Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо
пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место,
остальные расположить по степени важности.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2

___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
V. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Как поставить план исследовательской работы?
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты
можешь узнать что­то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо
определить, какие инструменты и методы ты можешь использовать, а
затем выстроить их по порядку.
Предлагаем список доступных методов исследования:
 Подумать самостоятельно;
 Прочитать книги о том, что исследуешь;
 Познакомиться с кино­ и телефильмами по этой проблеме;
 Найти информацию в глобальных компьютерных сетях,
например в сети Интернет;
 Спросить у других людей;
 Понаблюдать;
 Провести эксперимент.
1. Подумать самостоятельно
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу.
Можно задать себе вопросы:
 Что я знаю по теме исследования?
 Какие суждения я могу высказать по поводу темы
исследования?
 Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже
известно по теме исследования?
Запиши всё здесь.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________


объекты?







нефть, газ и т. п.





4. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события.

Классификация разбивает


5. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.



3

6. Ранжировать основные идеи





особенность ума.
7. Предложить сравнения и метафоры




Существуют

в твоём исследовании.


предметов.
VI.



Для этого потребуется:


дать определения основным понятиям;
классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события;
выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
ранжировать основные идеи;
предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
выработать суждения и умозаключения;
сделать выводы;
указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое
ты исследовал;
подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на

приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации
результатов исследования.








Как это сделать?
1. Дать определения основным понятиям.


2. Прочитать книги о том, что исследуешь
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе
книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно
открывать то, что до тебя уже открыто.
Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают
точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо
читать книги с подробным описанием.
Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4

Познакомиться с кино­ и телефильмами пот этой проблеме
Научные, научно­популярные и художественные фильмы –
настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!
Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Запиши всё, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего
исследования
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях,
например, в сети Интернет
Ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника
современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе
информацию в сети Интернет.
Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
4. Спроси у других людей (анкетирование, беседа, интервью).
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования,
можно условно поделить на две группы: специалисты и
неспециалисты.
Провести эксперимент.




Запиши план эксперимента.

___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5

___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Этапы выполнения
исследовательской работы
НПК
защитаа
­

Сбор и обработка
материала, проведение эксперимента
Подготовительный период
(выбор темы, постановка цели, задачи)
Общие требования к оформлению исследовательской работы.
 Выполняется на листах формата А4.
 Представляется в компьютерном или машинописном варианте
(шрифт: обычный 12) с одной стороны листа.
 Объем доклада, включая формулы и список литературы не
более 10 страниц, для иллюстраций может быть отведено
дополнительно не более 10 страниц.
 Основной текст нумеруется арабскими цифрами в правом
верхнем углу без учета титульного листа, страницы
иллюстраций, приложений – римскими цифрами.
 Параметры страниц: левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, верхнее –
2,0 см, нижнее – 2,0 см.
6

1. К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально
занимается тем, что ты исследуешь.
2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо
расспросить. Вполне возможно, что кто­то из них знает что­то
очень важное о том, что ты изучаешь.
Запиши всё, что ты узнал от других людей:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
5. Понаблюдать.
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение.
Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы,
бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы
ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу
способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом
надо помнить, когда проводишь исследование.
Методы наблюдения:
Теоретические методы:
 логический
 исторический
моделирование)
(т.е.
анализ,
аналогия,
абстрагирование,
Эмпирические – изучение литературных документов, наблюдение, опрос
(устной, письменный), тестирование.
Наблюдение ­ дает много знаний как с точки зрения теоретических и
практических. Наблюдение как дополнение к эксперименту.
ФОРМЫ НАБЛЮДЕНИЯ:
 самонаблюдения
 наблюдения за другим объектом
наблюдения за другим объектом (субъектом):
включенное (изнутри т.е. исследователь становится членом организации)
невключенное (со стороны):
 открытое
 инкогнито
Запиши свои наблюдения:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
7

Оформление результатов исследования
заключение ­ выводы
1. название темы
2. введение
3. дата и места проведения
4. цель работы, задачи
5. методика работы
6. основная часть ­ описание работы
7.
8. используемая литература
9. приложения.
Введение – это вступительная часть исследовательской работы. В
небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть
практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента.
Основная часть – раскрывается содержание работы, как правило,
состоит из теоретического и практического разделов.
Теоретический раздел – теория и история исследуемой проблемы,
дается критический анализ литературы, и показываются позиции
автора.
Практический – изложение методы, результаты самостоятельно
проведенного эксперимента или его фрагмента.
В основной части могут быть представлены схемы, диаграммы,
таблицы, рисунки и т.д.
Заключение – содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел
автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким,
обстоятельным и соответствовать поставленным задачам.
Приложения к исследовательской работе оформляются на
отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический
заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу,
например: « Приложение I».
Провести эксперимент.
Слово «эксперимент» происходит от латинского «проба, опыт». Это
самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в
строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые
разнообразные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо
составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или
с кем­то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по
поводу проведения эксперимента.
Запиши план эксперимента.
Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
I.
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
8

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и
наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко
изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
2. дать определения основным понятиям;
3. классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события;
4. выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
5. ранжировать основные идеи;
6. предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
7. выработать суждения и умозаключения;
8. сделать выводы;
9. указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое
ты исследовал;
10. подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на
вопросы по результатам исследования;
11. приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации
результатов исследования.
Как это сделать?
8. Дать определения основным понятиям.
Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них
фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки
предметов и явлений. Готовясь, защитить свою исследовательскую
работу обязательно подумай, как можно кратко выразить основные
понятия, которые использовались в твоём исследовании.
Существуют
Как научиться давать определения понятиям.
приёмы, которые помогут тебе определить понятия, использованные
в твоём исследовании.
Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с
целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним
предметов.
Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? Чем
это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие
объекты?
Характеристика предмета или явления предполагает перечисление
лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не
только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче
привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем
дать его строгое определение. Например, игрушки – это куклы,
машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые – это уголь,
нефть, газ и т. п.
Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.
Различие позволяет установить отличие данного предмета от
сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень
похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один
вкус, а помидор – другой и др.
9. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события.
Классификацией называют деление предметов и явлений на основе
общих существенных признаков.
Классификация разбивает
рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и
придаёт нашему мышлению строгость и точность.
10. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с
общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс»
возникло от греческого «неожиданный, странный, невероятный».
11. Ранжировать основные идеи
Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с
немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи
означает выстраивать их по степени важности, то есть определять,
какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе
место, какая – третье и т. д.
Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая
особенность ума.
9

12. Предложить сравнения и метафоры
 экспериментальные – предполагающие проведение
собственных наблюдений и экспериментов;
 теоретические – предусматривают изучение и обобщение
сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных
теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.)
Тема:_______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
I. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в
данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не
можешь сразу понять, о чём хотелось бы узнать больше, попробуй
задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или
поэзией, астрономией, историей или чем­то другим).
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6.
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси
родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто­то
подскажет тебе интересную идею.
Есть ли что­то такое, чем я особенно горжусь?
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
 фантастические – о несуществующих, фантастических
объектах и явлениях;
II. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том,
зачем мы его проводим?
Запиши цель своего исследования.
К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это
сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно,
все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что
будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные
формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или
иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
чертежи для
схемы,
10.
иллюстрирования результатов исследования.
Например,
ты
исследовал маршруты движения муравьёв в соседнем парке,
проектировал жилой дом будущего, космический корабль для
туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку.
Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертёж или
рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.
Приготовить тексты,
макеты,
А если ты изучал, как влияет место расположения ученика в
классе (т.е. за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и
предлагаешь новые способы расстановки парт в классной комнате, то
10

обязательно начерти схему. Как, по твоему мнению, следует размещать
учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо?
Сделай схемы, чертежи, эскизы макетов и др.
VII. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять
реальность, которая тебя окружает.
3. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов
(они часто бывают неверными).
4. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
5. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
6. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
7. Действуя, не бойся совершить ошибку.
11

Введение………………………………………………………………………

Глава I Школьный дневник

1.1.Функции школьного дневника………………………………………….

1.2. История школьного дневника………………………………………….

Глава II Экспериментальная работа

2.1. Сравнительный анализ дневников 1960-х и 2000-х годов………....

2.2.. Дневник - лицо ученика…………………………………………………..

2.3. Электронный дневник: за и против....................................................

2.4. Разработка макета дневника школьника 2 – 4 классов

Заключение………………………………………………………………….

Литература…………………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Школьный дневник - основной документ школьника на время обучения. Он выполняет функции журнала регистрации оценок, средства общения школы и родителей, а также показателя успеваемости учащегося.

Выбор дневника всегда волнует не только детей, но и взрослых. Школьный дневник должен быть носителем информации.

Цель работы: создание макета дневника школьника 2-4 классов

Задачи:

Изучить историю, виды школьных дневников;

Создать дневник школьника со 2 по 4 классы;

Включить в дневник полезные факты для учеников начальных классов

о нашем городе и крае.

Гипотеза: история школьного дневника отражает историю нашей страны - если в дневник школьника включить исторический и краеведческий материал, то изучение своей малой родины будет проходить ежедневно, что будет способствовать воспитанию любви к Родине.

Методы исследования:

  • изучение и анализ научной литературы;
  • сравнение, поисковый и исторический анализ, синтез, аналогия;
  • классификация;
  • обобщение;
  • анкетирование учащихся и родителей;
  • фотофиксация (фотографирование дневников одноклассников)
  • практический (создание макета дневника).

Объект исследования: учащиеся начальных классов, старших классов и родители

Предмет исследования: школьный дневник как один из носителей информации.

Новизна заключается в создании макета дневника для учащихся 2-4 классов.

Практическая значимость заключена в том, что результаты нашей работы могут быть использованы учителями начальных классов при проведении внеклассных мероприятий, а также родителями при выборе дневника для своих детей.

База исследования: МАОУ Гимназия №1 г. Бугуруслан

ГЛАВА I ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК

1. ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОГО ДНЕВНИКА.

Дневник школьника – это:

  • журнал, в котором регистрируются оценки учащегося;
  • показатель успеваемости ученика;
  • средство для обращения школы к родителям.

По данному вопросу мною было проведено анкетирование родителей учащихся старших классов и учащихся начальной школы. Приложение 7,8,9

На вопрос « Какую из функций дневника вы считаете наиболее важной?» получены ответы:

родители: показатель успеваемости ученика – 18 чел., средство для обращения школы к родителям – 3 чел, журнал регистрации оценок – 1чел.

старшеклассники: показатель успеваемости ученика – 5 чел., средство для обращения школы к родителям – 1 чел, журнал регистрации оценок – 4чел.

Вопрос: Дневник в школе необходим, потому что в нем находятся:

Родители

Старшеклассники

Младшие школьники

а) расписание и домашние задания ребенка;

б) успехи ребенка;

в) проблемы, которые необходимо оперативно решать;

Вопрос: Школьный дневник необходим прежде всего

Родители

Старшеклассники

Младшие школьники

а) самому ребёнку;

б) учителю;

в) родителям.

1.2. ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО ДНЕВНИКА

Откуда к нам пришло слово «дневник»? Существуют разные толкования.

Слово «дневник» отмечается еще с Петровской эпохи. Это буквальный перевод французского journal– «ежедневный». Как говорят лингвисты, это «калька с французского». Кстати, у нас, теперь, живут два слова: и само французское, и его калька, русская копия, но они не равнозначны. Порою их значения расходятся очень далеко («вести дневник» и «издавать журнал»), а порою очень близки («классный журнал» и «школьный дневник»)

«Дневник»: 1) записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущихся изо дня в день; 2) ученическая тетрадь для записи заданных уроков, отметок об успеваемости и поведении »..

Каждый ученик «ведет» свой школьный дневник: записывает в него расписание уроков и задания к этим урокам. Учитель выставляет отметки и расписывается в том, что он их поставил. Затем родители расписываются в том, что они эти отметки видели. Современная печатная индустрия превращает дневник в модный школьный аксессуар, предлагая на выбор дневники разных форматов, с красочными обложками (лакированными, тиснеными фольгой, матовыми, ламинированными), с цветными форзацами, содержащими различные справочные материалы, карты и т. п.

Яркое оформление отвлекает ученика, он забывает, что дневник остается основным документом школьника, а его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами.

В царской России дневники печатались только в самых известных типографиях, которым было доверено издание всей учебной литературы. Все варианты делились по школам. Так, для церковно-приходских и земских школ свой вариант (самый простой). Для духовных семинарий, гимназий и училищ – другой вариант.

Обложка. В царской России у дневника была кожаной, цена - 15 копеек за экземпляр независимо от других факторов.

Во всех дневниках имелось так называемое наполнение рекламой.

1-2 страницы – гербы и флаги всех государств

3-4 страницы «Памятный листок», в нем были отражены: рост, вес, объем талии, номер очков, размер галош, любимый писатель и т.п.

5 страница – график дежурства по классу и по молитве

6 -7 страница – календарь: памятные даты на текущий год.

Месяцы в таком дневнике были прописаны по гражданскому и церковному календарю, например сентябрь – зарень.

Самыми интересными страницами дневника для учеников были страницы, посвященные императорскому дому. В них были прописаны все родственники правящей семьи: царь, супруга, дети, внуки, тети, дяди, братья, сестры и т.д.

Также как в современном дневнике основные страницы занимали предметы с записанными домашними заданиями. Разница лишь в том, что учебный год заканчивался 20 апреля, а начинался 16 августа. Поэтому в школьный рюкзак для первоклассника складывались все необходимые принадлежности уже 15 августа.

Учебный год делился на четверти, результаты которых были промежуточными и отражались в аттестационном листке на последних страницах. Там же выводились и годовые результаты.

Интересные страницы дореволюционного дневника:

медицинская страница – здесь были описаны банальные случаи оказания первой помощи при насморке и в то же время, например, отравление трихинным мясом;

аптечная страница содержала описание всех препаратов, обязательно имевшихся в каждой школьной аптечке. Было указано его название, от чего применять и каким способом;

страница изоляции – в ней уточнялись сроки карантина при разных заболеваниях;

страницы запретов - в них четко прописано, до какого времени можно быть на катке, в каком платье приходить в школу, какие места занимать в театре, запрет на ношение и хранение холодного оружия и т.п.

список всех учебных заведений

Родители обязаны были регулярно проверять такой дневник и расписываться в нем, тем самым извещая учителя о владении данной информацией.

Первые советские школьные дневники.

В 1930-1934 годах по всей стране было введено всеобщее обязательное четырехлетнее начальное, а в городах и рабочих поселках - семилетнее обучение. В 1932 году стала создаваться десятилетняя средняя школа.

Настаивая на общем образовании всех детей до 17 лет, А. В. Луначарский писал, что «школа должна дать ребенку и подростку широкое образование, которое откроет перед ним все дороги к последующему образованию и к практической деятельности в соответствии с их желаниями и способностями».

Подводя итоги преобразований школы, можно сказать, что, несмотря на трудности в стране, система народного образования и работа учебных заведений в результате реформы 1930-1934-х годов заметно изменилась. Среди изменений – начало обучения детей с 7-летнего возраста, утверждение пятибалльной системы оценки знаний учащихся. В этот период были разработаны и введены новые учебные планы, программы, учебники по каждому предмету, и, главное, введен важный школьный документ – дневник.

Описание одного из первых советских дневников. Приложение 1

Дневник имел размеры-17 х 21см. Страницы в нем из чуть пожелтевшей бумаги. На первой странице - перечень предметов и список учителей.

В конце дневника – указания к его ведению. На обложке указана цена - 95 копеек, вверху в правом углу можно видеть серьезное предостережение: «Продажа по цене выше обозначенной карается по закону». (В то время спекуляция была очень серьезным преступлением, за нее можно было получить 10 лет работ в ГУЛАГе).

Дневник изготовлен Трестом школьных письменных принадлежностей в городе Смоленске типографией имени Смирнова. Заказ № 916. В данном дневнике учебная неделя рассчитана на шесть дней, но шестой день не заполнялся, так как учебные занятия заканчивалась в пятницу. Дни недели обозначались цифрами. Например, пятница обозначена цифрой «5» .

В этом школьном документе прописаны следующие указания к ведению дневника:

1.Ученик заполняет лицевую и оборотную сторону обложки и 1-ю страницу (расписание уроков на первое полугодие).

2.На страницах 2-79 ученик ежедневно записывает заданные уроки. Уроки записываются в графах тех дней недели, на которые они заданы.

3.Оценки (отметки) успеваемости вписываются учителем в дневник одновременно с оценкой (отметкой) в классном журнале и заверяются его подписью.

4.Классный руководитель должен следить за правильностью записей в дневнике и в конце недели отмечать пропуски уроков.

5.В конце каждой недели родители подписывают дневник.

6.Записи в дневнике должны вестись грамотно, четко, опрятно .

(Такой памятки к ведению в современных дневниках нет).

В дневнике 1937-1938 учебного года осталось немного страниц. Используя его, очень тяжело сравнить этот дневник с дневниками 1960-х и 2000-х годов. Поэтому сравнительный анализ нами проведен между двумя поколениями дневников.

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

2.1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДНЕВНИКОВ 1960 – х и 2000 –х ГОДОВ (в том числе и современных дневников для младшей и старшей школы).

Для сравнения я использовала дневники 1966/67 учебного года. Все эти дневники школьников из разных школ города. А также современные дневники 2013/14 учебного года (это дневники мои и моих одноклассников и школьников города).

Внешний вид дневников .

Дневник 60-х годов был с обложкой белого или серого цвета. На дневнике могло указываться, для учащихся каких классов он предназначен. Несмотря на это, не было четкого разделения дневников «по возрасту».

С обратной стороны на дневнике был указан сорт бумаги, из которой был изготовлен дневник. Чаще всего дневники изготовляли из бумаги первого или второго сорта. Цена дневника определялась сортом бумаги, и, в зависимости от него, она составляла 13 (2 сорт) или 14 (1 сорт) копеек. А так же указывалось место, где был выпущен дневник и бригада, выпустившая его. Например: «Изготовлено бригадой коммунистического труда тов. Назаровой».

Современный дневник для младших классов представляет собой книжку в твердой, глянцевой обложке с яркой, пестрой окраской и разнообразными детскими рисунками. На дневниках изображаются машины, звери, герои любимых мультфильмов, актеры, музыканты… Таким образом, ученик может выбрать дневник на свой вкус.

На обложке лишь указывается, кому принадлежит дневник (более точно ученик записывает информацию о себе на первой странице дневника). Таким образом, на дневнике оставляют несколько строчек для записи своей фамилии и имени. На последней странице ставится штрих код, чтобы дневник удобнее было продавать, и может ставиться информация о месте и дате изготовления дневника. Дневник даже может иметь срок годности!

Современный дневник для старшей школы сейчас представляет собой либо брошюру, либо книжку в глянцевой обложке. На обложке красуется надпись «дневник» или «дневник для старшей школы». В отличие от дневника учащегося начальной школы, такой дневник не имеет пестрой картинки на обложке и может содержать на ней всего лишь трехцветный узор.

На обложке также может иметься несколько строчек для краткого написания сведений о владельце дневника. С обратной стороны также, как и на дневнике для начальной школы, имеется штрих код и сведения об изготовителе дневника.

Первые страницы дневника.

В новых дневниках появляется страница, которая отсутствовала раньше. Это страница - «личные данные ученика». Она специально была создана, так как на обложке современных дневников не находится места для этих сведений, ведь обложка, зачастую, вся разукрашена картинками и узорами.

Сейчас на первых страницах дневников пишутся фамилии учителей, ведущих разные школьные предметы, расписание звонков и уроков на четверть или полугодие. Посмотрев на дневники 60-х, мы это все также увидим.

Сравните: в 60-е годы писалось - «фамилия, имя, отчество преподавателей», а в 2000-м году - «мои учителя». Разница есть. В первом случае это звучит более официально, а во втором – более мягко.

Кроме того, раньше расписание занятий менялось каждые полгода, а теперь каждую четверть.

Еще одно немало важное отличие «нового от старого» - наличие в современных дневниках расписания внешкольных занятий и факультативов. Ну, если факультативы раньше и были при школе, то расписание внешкольных занятий – это «новинка».

Только в старом дневнике имеется памятка «Указания к ведению дневника». Таким образом, ученикам раньше четко разъясняли, что такое дневник и как им надо пользоваться. Это еще одна важная мелочь, которая упущена в современном дневнике, особенно для начальной школы! Приложение 3

В современных дневниках часто указывается перечень прав учащегося. Школьники читают его и предъявляют больше требований к учителям. Права-то там имеются, а вот обязанностей там нет!

Страницы дневника.

Количество страниц в новых дневниках больше, чем в старых. Если в старых было всего 80 страниц, то в новых, чаще всего, страниц уже 96. Общее количество страниц увеличилось за счет размещения в дневнике различной справочной информации.

Также изменилось количество страниц, отведенных на учебные недели. В дневниках 60-х годов было 74 страницы для записи домашних заданий и выставления оценок, причём чаще всего все страницы были пронумерованы (!). В современных дневниках таких страниц уже около 80 и без номеров. Я думаю, что появились запасные страницы для любителей вырывать листы с плохими оценками.

Качество бумаги тоже различное. Старые дневники изготовлены из бумаги бело-серого цвета, плотной, шершавой. На такой бумаге хорошо было писать чернильной ручкой (чернила не растекались).

У новых дневников страницы тоже светлые. Это связано со зрительным восприятием этих страниц. Светлый оттенок позволяет снизить усталость глаз, накапливающуюся за день, и ученик меньше утомляется. На страницах появляются разнообразные бледные узоры, радующие глаз. Бумага глянцевая, предназначенная для письма шариковыми ручками. Но, как правило, листы дневника тонкие. И, по моему мнению, раньше было лучше, потому что бумага была толще, меньше мялась.

Откроем страничку дневника где-нибудь посередине. Можно открыть такую страницу любого дневника, так как структура их почти не изменилась. Первое, что бросается в глаза, это максимальное количество уроков в день. Раньше больше шести уроков в день не проводилось – теперь их может быть восемь. Наверху каждой страницы ставится самим учеником месяц, к которому относится текущая неделя. Также на них имеются графы «список предметов», «что задано», «оценка успеваемости», «подпись учителя».

Различия в страницах между поколениями дневников лишь в написании этих граф. Например, «что задано» в «старом» дневнике и «домашнее задание» в «новом».

Внизу страницы дневника 60-х указывается, сколько уроков пропустил ученик, «из них по болезни» и количество опозданий на урок. Правда, эти графы никогда не заполнялись! В новых дневниках вместо этих «ненужных» записей имеют место быть замечания, примечания, заметки и т. п.

В дневниках любых годов на страницах красуются замечания учителей, которые во все времена одинаковы.

В конце каждой недели, как тогда, так и сейчас, учитель и родители должны ставить свои подписи. Правда, с этим иногда возникают проблемы у учеников с плохими отметками – они попросту не показывают дневник ни учителю, ни родителям.

На последних страницах…

Последние страницы дневников двух поколений довольно сильно отличаются.

Рассмотрим дневник 60-х. В конце дневника есть страницы «замечание классного руководителя», «общественно - полезный труд», «практика», «учет сдачи норм БГТО» и, конечно, сведения об успеваемости и …поведении ученика!

Некоторые графы будут непонятны современному школьнику, например, «БГТО» или «Будь Готов к Труду и Обороне. Приложение 4

Чем-то они похожи на нормативы по физкультуре и нормативы выполнения юношеского разряда по туризму. Школьник должен был уметь метать гранату массой 500 грамм на 25 метров, лазать по канату без помощи рук на 2 метра, прыгать в высоту на 1м 15см, участвовать в одно-, двухдневных походах с ночевкой и без.

Кроме этого, ученик в свободное от учебы время должен был заниматься общественно-полезным трудом. А что же сейчас?

Сейчас таких «полезных» граф вы не увидите в дневнике. Они утрачены навсегда. Так как дневник отражает историю государства, то теперь, по всей видимости, ученик не должен выполнять нормы БГТО, которые «перекочевали» в обычные физнормативы, да и практика теперь – вещь вовсе не обязательная. Зато вместо этого имеется много справочной информации по школьным предметам, благодарности ученику, итоги четвертей, задание на каникулы, внеклассное чтение. Все-таки от ученика требуется некий умственный труд во время каникул.

На последней странице современных дневников, как для учащихся младших классов, так и для старшеклассников, может писаться памятка правил дорожного движения, необходимая школьнику. Таким образом, государство как-то заботится и о безопасности школьников на дорогах.

Страница « сведения об успеваемости ученика » с течением времени претерпела некоторые изменения. Раньше эта страница называлась « сведения об успеваемости и поведении ученика», теперь же просто «сведения об успеваемости » или « итоги успеваемости». Графа « поведение » теперь есть далеко не в каждом дневнике, только у младших школьников, да и то не всегда.

Названия предметов стали «понаучнее» («пение» поменялось на «музыку»). Некоторые предметы исчезли («арифметика», «родная литература»). Появились и новые предметы («экология», «основы информатики и вычислительной техники»). Но, чаще всего, названия предметов не указываются, и ученик сам заполняет пустые графы. Не изменились графы «подписи классного руководителя и родителей», а так же «оценки успеваемости» за каждую четверть.

2.2. ДНЕВНИК – ЛИЦО УЧЕНИКА

Обложка. За исключением белых экземпляров, она уже не несёт на себе точных данных: фамилии и имени ученика, номера школы и класса. Она превратилась в яркий рисунок, занимающий всё пространство. Именно поэтому теперь обложку можно назвать информативной в психологическом плане. Во-первых, глядя на нее, практически безошибочно, можно определить, кому принадлежит дневник – мальчику или девочке. Приложение 5

Во вторых, по рисунку можно судить о возрасте владельца И самое интересно, что сюжет, изображённый на обложке, может рассказать о характере ученика и его увлечениях. Обложки учеников класса и старшеклассников. Изучая дневники одноклассников, я заметила, что любимые предметы в дневнике вписываются аккуратно и полностью и остальные – кое-как.

Старшеклассники предпочитают дневники, на обложке которых государственная символика, в которых содержится справочная информация по предметам и как можно меньше страниц с дополнительной информацией требующей заполнения.

Из Интернет-опроса две трети взрослых образ недели представляют в виде разворота школьного дневника, где пять учебных дней, суббота и потерянное при перевороте страничке воскресенье.

Для того чтобы узнать, как относятся к дневнику люди разных возрастов, я разработала анкету и провела опрос среди учащихся моего класса, среди учащихся 11 класса и родителей моих одноклассников. Пример анкеты я привожу в приложении.

Опрос показал, что отношение к дневнику меняется со временем.

Раньше дневник ценили и берегли как документ. Отношение к нему было более бережное и аккуратное. Многие, если им это удавалось, сохраняли дневники. Сейчас же у многих учащихся отношение к столь ценному школьному документу изменилось. По их словам: «Зачем их нужно хранить?». Но далеко не все так думают. Все-таки, хранение своих дневников и отношение к ним у каждого свое.

В анкете я попросила рассказать какой-нибудь интересный случай о своем дневнике . Запоминаются плохие отметки и, как в основном, их хотели стереть, или вырвать страницу, или боялись показать родителям. Некоторые даже сжигали свои дневники! Некоторые умудрялись иметь два дневника для хороших и плохих отметок отдельно.

Ученики старших классов заметили такую характерную особенность, дневника теряться вместе с плохими отметками.

Некоторые учащиеся в те времена, когда дневники были серыми и невзрачными, пытались их сделать более красочными. Для этого они использовали в качестве обложки страницы из разных красочных журналов и газет. На обложку прикрепляли наклейки, разнообразные рисунки и переводные картинки. Внутри дневников рисовали различные картинки, посвященные государственным праздникам. Хотя, «цветочки» могли появиться и просто в любой день недели!

2.3. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

После изучения истории школьного дневника меня заинтересовал вопрос, каким дневник станет через несколько лет. Для этого я воспользовалась информацией из Интернета. Вот что мне удалось выяснить.

В качестве эксперимента почти во всех школах, гимназиях, колледжах города Москвы и других городов нашей страны введен электронный дневник.

Электронный дневник - это современный и удобный инструмент взаимодействия учителей, родителей и учащихся. Он дает возможность родителям наладить эффективное взаимодействие с образовательным учреждением, в котором учится их ребенок, позволяет оперативно получить самую свежую и достоверную информацию обо всех мероприятиях и событиях школьной жизни.

Просматривая разные сайты, удалось отметить общее мнение о следующих достоинствах и недостатках электронного дневника.

Достоинства электронного дневника:

1.Оперативность получения информации об успеваемости ребенка для родителей. Причем каждый родитель видит оценки только своего ребенка! 2. Информация об успеваемости других детей ему недоступна.

3. Полнота информации, предоставляемая учителем для директора и родителей.

4. Удобство доступа в любое время для всех пользователей дневника

Обманывать ребенку становится незачем, всю информацию родитель увидит в дневнике по доступному только ему паролю.

Что дает электронный дневник

Родителям

1.Родители узнают об оценках в день их выставления.

2. Немедленно информируются о прогулах своих детей.

3. Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны все оценки, пропуски, домашнее задание, замечания, индивидуальные комментарии учителей.

4. Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью.

5. Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку.

6. При желании будут получать уведомления через sms или электронную почту.

7. Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни.

8. Смогут быть информированными в случае пропуска родительского собрания.

Школьникам

1. Всегда видеть актуальное расписание занятий.

2. Иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем.

3. Следить за своей средней оценкой на фоне успеваемости класса в целом.

4. Возрастает мотивация к учебе.

5. Заставляет более ответственно подходить к учебе.

Недостатки электронного дневника:

2. Сложность в обеспечении технической базы, отсутствие достаточного количества компьютеров.

3. Доступ к Интернету есть далеко не у всех родителей.

4. Вероятность хакерских атак со стороны учащихся.

Но со временем эти недостатки должны устраниться. Если у Вас дома нет компьютера или нет доступа к сети Интернет, это можно сделать на работе. Найти несколько минут в обеденный перерыв для того, чтобы посмотреть, как дела у ребенка в школе. Даже если Вы уедете отдыхать или отправитесь в командировку, Вы всегда будете в курсе всех школьных дел Вашего ребенка .

По данному вопросу было проведено анкетирование. Приложение 7,8,9

Как вы относитесь к введению электронного дневника в школе?

Родители - положительно: 11 чел, отрицательно-13 чел

Вы бы хотели иметь электронный дневник? (да и почему?, нет и почему?) Ученики старших классов: да – 6 чел, нет – 17 чел, ученики младших классов: да-13 чел, нет – 6 чел. Таким образом, родители ЗА введение электронного дневника, младшие школьники тоже, а вот старшеклассники против введения электронного дневника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь я хочу подвести итоги своей работы:

1. Изначально я поставила перед собой задачу - найти дневники разных поколений. Я нашла дневники 60-х годов прошлого века и новые школьные дневники 21 века. Мне удалось даже найти дневник 30-х годов (в Интернете).

2. Собрав дневники разных поколений, я провела тщательный анализ этих дневников и узнала много нового и необычного для себя.

3. В результате практической работы я создала макет дневника школьника города Бугуруслана в который включила исторический и краеведческий материал.

Выводы:

Дневники отражают время. Развитие дневника отражает историю нашей страны.

В прежние времена школьные дневники были невзрачные, на серой бумаге. Все дневники были однообразные, одинаковые. Но отношение к основному документу школьника было положительное и ответственное.

Изменилось время – изменился и школьный дневник. Современные дневники - яркие и многоцветные, содержат множество различной информации.

В наше время все компьютеризируется, меняются и дневники. В скором будущем, по моему мнению, дневник из 48-листной тетради превратится в пластиковую карточку, подобную современным проездным.

В результате проделанной работы я не только изучила историю дневника школьника, но и создала макет дневника школьника города Бугуруслана, при создании данного макета я познакомилась с историей города, животным и растительным миром нашей области.

Я считаю, что использование такого дневника поможет школьникам улучшить свои знания по истории родного края.

Литература

  1. Альтов В.Г. «Бугуруслан», Челябинск, 1990г
  2. Газета «Аргументы и факты» №29, за 2013 г.
  3. Дневник Бориса Свешникова за 1937/38 учебный год.
  4. Закиров М.Г., Судьба города. Бугуруслан, 2012г
  5. Кабанова Вера, Кинельская чаша - Оренбург: 1999 г.
  6. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., М.Ф.Шабаева. История педагогики, Москва "Просвещение", 2011 г.
  7. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения.
  8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка. Москва, «Азбуковник», 2011 г.
  9. Школьные дневники 1960-х годов.
  10. Этимологический словарь русского языка. Москва, «Просвещение», 2012 г.
  11. Школьные дневники 2014-х года.
  12. yandex.ru. Интернет-новости от 25 мая 2013 г..
  13. Исторический сайт http://rustam.h12.ru/html/buguruslan/Buguruslan.html
  14. Портал правительства Оренбургской области http://www.orenburg-gov.ru
  15. Сайт города Бугуруслан http://buguruslan.wikicitieslib.ru/
  16. Сайт МАОУ Гимназия №1 города Бугуруслана

Управление образования администрации МО ГО «Воркута»

Муниципальное образовательное учреждение

«Дворец творчества детей и молодёжи»

для педагогов дополнительного образования

и юных исследователей

«Дневник работы над проектом. Паспорт учебного проекта»

Подготовила

Кайгородцева Наталия Александровна,

педагог дополнительного образования

По окончании проделанной работы на каждый проект (исследовательскую работу) руководитель проекта заполняет «Паспорт учебного проекта», который является итогом совместной работы учащегося и педагога (руководителя проекта). Он также позволит учесть все допущенные ошибки

Паспорт учебного проекта

(как правило, состоит из следующих пунктов, но могут быть внесены разнообразные дополнения и изменения).

2. Возраст

3. Руководитель проекта

4. Консультант(ы)

5.Тема проекта

6.Проблема проекта

7. Актуальность исследования

8.Цели проекта

9. Задачи проекта

10. Методы, использованные в работе над проектом

11. Продукт проекта (образ будущего результата)

12. План выполнения проекта

Этап

Срок

13. Форма представления проекта (презентация, стендовый доклад)

14. Источники информации, использованные автором в процессе выполнения проекта (литературные источники и Интернет-ресурсы)

15. Отзывы экспертов, слушателей, участников проекта

Компоненты исследования

Тема - область и ракурс исследования. При выборе темы формулируется её актуальность, т. е. осознаётся реальный интерес избранной темы исследования - почему именно эта тема, а не другая; почему именно такой ракурс, а не другой.

Актуальность исследования - это то, зачем и почему мы изучаем именно эту тему, проблему.

Проблема - это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо разрешить.

Объект исследования - та или иная сторона действительности. Определяя объект исследования, проясняем: что именно в этом мире мы исследуем?

Предмет исследования - это что именно в объекте исследования мы изучаем, какую сторону объекта? Предмет - более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Предмет исследования созвучен теме исследования.

Цель - представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. Цель - это то, что мы в исследовании хотим разъяснить. Цель отражает конечный результат.

Задачи - поэтапное достижение цели. Задачи - это как мы будем достигать цель исследования.

Гипотеза исследования - предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным знанием.

Метод - способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности

План исследования - определение последовательности и условий проведения исследования.

Задайте эти вопросы своему подопечному и вы научите его планировать собственную деятельность!!!

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта?

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему

Цель проекта

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта?

Задачи проекта

Как ты будешь решать поставленные задачи?

Методы работы над проектом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта?

Перечисление основных этапов работы

Когда ты будешь это делать?

Определение сроков работы

Что у тебя есть для выполнения предстоящей работы? Что ты уже умеешь делать? Чего не хватает? Чему придётся научиться?

Выявление имеющихся ресурсов

Дневник работы над проектом

На протяжении всей работы над проектом каждый учащийся должен вести «Дневник работы над проектом». В нём учащийся записывает все возникающие в ходе работы вопросы, советы и рекомендации, которые даёт ему руководитель.

Чтобы научить детей с 5-го класса писать отчёт о работе, можно представить им в качестве примера «Дневника работы над проектом» следующий шаблон.

Название (тема) проекта___________________________________________________ Проблема, решаемая проектом_____________________________________________ Почему этот проект важен для меня_________________________________________ Девиз проекта___________________________________________________________ Цель проекта____________________________________________________________ Задачи проекта__________________________________________________________ Мои ожидания от проекта (планируемый результат)__________________________ Образ будущего результата (продукт проекта) Что я сделал (описание полученного результата)______________________________________________________________ Как проект помог решить проблему (положительный эффект от выполнения проекта)________________________________________________________________ Что не получилось _______________________________________________________ План презентации результата проектной деятельности_________________________ Список источников информации, использованных в проектной деятельности____________________________________________________________ Отзывы экспертов, слушателей, участников проекта_________________________________________________________________

16. Оценка проекта педагогом____________________________

Примечание: «Дневник работы над проектом» можно вести в обычной школьной тетради. На каждый пункт будет соответствовать 1 тетрадный лист.

Список использованной литературы

Колесников проектной деятельности школьника. – Киров, 2009 Ступницкая педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции 1 – 4. _ М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009

Верхнесалдинский городской округ

МБУ «Информационный методический центр»

МБОУ школа-интернат среднего (полного)

общего образования №9

VI городская научно-практическая конференция младших школьников

«Мои первые шаги в науке»

Исследовательский проект

Тема: «Школьный дневник»

Куцебина Анастасия, Ведерникова Нина

Руководитель: Булгакова Елена Александровна,

учитель начальных классов

2016 год

Введение 3

    Теоретическая часть.

    1. История школьного дневника. 4- 6

      Функции школьного дневника. 7- 8

2.Практическая работа.

2.1 Смотр-конкурс «По одёжке встречают». 9

2.2 Анкетирование «Каков дневник, таков и ученик».

2.3 Поисковая работа «Эволюция дневника». 10

2.4 Электронный дневник. 11

2.5 Работа творческой группы. 12

3.Выводы.

4.Заключение. 13

5.Список литературы. 14

6. Приложение.

Введение.

Тема: «Школьный дневник»

Актуальность. Во все времена школьный дневник был одним из обязательных атрибутов школьника. Одни его скрывают от родителей во избежание порки за плохие оценки, некоторые скрывают его от учителей под предлогом «извините - опять забыл его дома» во избежание всё той же порки от родителей. Большинство же, не уповая ни на первое, ни на второе, пользуются им ежедневно. Именно поэтому школьный дневник заинтересовал нас. Однако проблема заключается в том, что современные школьные дневники по своей сути больше напоминают записные книжки или ежедневники. Ученики пишут в нем цветными ручками или фломастерами (хотя это по правилам не разрешается), украшают наклейками или рисунками. Да и отношение к нему уже не такое.

Гипотеза. Предположим, что новая модель дневника поможет повысить его статус у одноклассников.

Цель проекта: восстановление значения школьного дневника как важного документа в работе школьника.

Объект исследования: обучающиеся 4 класса.

Предмет исследования: школьный дневник.

Задачи исследования:

1. Проследить эволюцию школьного дневника.

2. Оценить отношение к школьному дневнику ребят нашего класса.

3. Организовать поисковую и творческую работу в классе по теме проекта.

4.Создать творческую группу для изготовления макета «Дневник РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА»

Методы исследования :

Анкетирование, анализ, обобщение, поисковый, практический, сбор информации из книг.

Основная часть.

1.1 История школьного дневника.

Откуда к нам пришло слово «дневник»? Существуют разные толкования.

Слово «дневник» отмечается еще с Петровской эпохи. Это буквальный перевод французского journal– «ежедневный».

«Дневник»: 1) записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущихся изо дня в день; 2) ученическая тетрадь для записи заданных уроков, отметок об успеваемости и поведении »..

В царской России дневники печатались только в самых известных типографиях, которым было доверено издание всей учебной литературы. Все варианты делились по школам. Так, для церковно-приходских и земских школ свой вариант (самый простой). Для духовных семинарий, гимназий и училищ – другой вариант.

Обложка. В царской России у дневника была кожаной, цена - 15 копеек за экземпляр независимо от других факторов.

Во всех дневниках имелось так называемое наполнение рекламой.

1-2 страницы – гербы и флаги всех государств

3-4 страницы «Памятный листок», в нем были отражены: рост, вес, объем талии, номер очков, размер галош, любимый писатель и т.п.

5 страница – график дежурства по классу и по молитве

6 -7 страница – календарь: памятные даты на текущий год.

Месяцы в таком дневнике были прописаны по гражданскому и церковному календарю, например сентябрь – зарень.

Самыми интересными страницами дневника для учеников были страницы, посвященные императорскому дому. В них были прописаны все родственники правящей семьи: царь, супруга, дети, внуки, тети, дяди, братья, сестры и т.д.

Также как в современном дневнике основные страницы занимали предметы с записанными домашними заданиями. Разница лишь в том, что учебный год заканчивался 20 апреля, а начинался 16 августа. Поэтому в школьный рюкзак для первоклассника складывались все необходимые принадлежности уже 15 августа.

Учебный год делился на четверти, результаты которых были промежуточными и отражались в аттестационном листке на последних страницах. Там же выводились и годовые результаты.

Интересные страницы дореволюционного дневника:

медицинская страница – здесь были описаны банальные случаи оказания первой помощи при насморке и в то же время, например, отравление трихинным мясом;

аптечная страница содержала описание всех препаратов, обязательно имевшихся в каждой школьной аптечке. Было указано его название, от чего применять и каким способом;

страница изоляции – в ней уточнялись сроки карантина при разных заболеваниях;

страницы запретов - в них четко прописано, до какого времени можно быть на катке, в каком платье приходить в школу, какие места занимать в театре, запрет на ношение и хранение холодного оружия и т.п.

список всех учебных заведений

Родители обязаны были регулярно проверять такой дневник и расписываться в нем, тем самым извещая учителя о владении данной информацией.

Первые советские школьные дневники.

В 1930-1934 годах по всей стране было введено всеобщее обязательное четырехлетнее начальное, а в городах и рабочих поселках - семилетнее обучение. В 1932 году стала создаваться десятилетняя средняя школа.

Настаивая на общем образовании всех детей до 17 лет, А. В. Луначарский писал, что «школа должна дать ребенку и подростку широкое образование, которое откроет перед ним все дороги к последующему образованию и к практической деятельности в соответствии с их желаниями и способностями».

Подводя итоги преобразований школы, можно сказать, что, несмотря на трудности в стране, система народного образования и работа учебных заведений в результате реформы 1930-1934-х годов заметно изменилась. Среди изменений – начало обучения детей с 7-летнего возраста, утверждение пятибалльной системы оценки знаний учащихся. В этот период были разработаны и введены новые учебные планы, программы, учебники по каждому предмету, и, главное, введен важный школьный документ – дневник.

Описание одного из первых советских дневников.

Дневник имел размеры-17 х 21см. Страницы в нем из чуть пожелтевшей бумаги. На первой странице - перечень предметов и список учителей.

В конце дневника – указания к его ведению. На обложке указана цена - 95 копеек, вверху в правом углу можно видеть серьезное предостережение: «Продажа по цене выше обозначенной карается по закону». (В то время спекуляция была очень серьезным преступлением, за нее можно было получить 10 лет работ в ГУЛАГе).

Дневник изготовлен Трестом школьных письменных принадлежностей в городе Смоленске типографией имени Смирнова. Заказ № 916. В данном дневнике учебная неделя рассчитана на шесть дней, но шестой день не заполнялся, так как учебные занятия заканчивалась в пятницу. Дни недели обозначались цифрами. Например, пятница обозначена цифрой «5» .

В этом школьном документе прописаны следующие указания к ведению дневника:

1.Ученик заполняет лицевую и оборотную сторону обложки и 1-ю страницу (расписание уроков на первое полугодие).

2.На страницах 2-79 ученик ежедневно записывает заданные уроки. Уроки записываются в графах тех дней недели, на которые они заданы.

3.Оценки (отметки) успеваемости вписываются учителем в дневник одновременно с оценкой (отметкой) в классном журнале и заверяются его подписью.

4.Классный руководитель должен следить за правильностью записей в дневнике и в конце недели отмечать пропуски уроков.

5.В конце каждой недели родители подписывают дневник.

6.Записи в дневнике должны вестись грамотно, четко, опрятно .

(Такой памятки к ведению в современных дневниках нет).

1.2.Функции школьного дневника.

Дневник школьника – это: журнал, в котором регистрируются оценки учащегося;

показатель успеваемости ученика; средство для обращения школы к родителям.

В последнее время учителя нередко используют словесные оценки. Они способствуют повышению самооценки ученика и его положительному эмоциональному настрою. Тематика записей может быть разнообразной:

1. Словесные оценки, похвала ("Молодец!", "Умница!", "Замечательно выполнил задание!", "Очень хорошо подготовился!", "Отлично!", "Блестяще!", "Прекрасно!", "Я горжусь тем, что у меня есть такой ученик!").

2. Замечания.

3. Благодарности ("Объявляется (выражается) благодарность...", "Спасибо за...", "Выражаю признательность...").

4. Приглашения ("Уважаемый ________________________! Приглашаю Вас на родительское собрание по теме _______________________________________________, которое состоится __________ в кабинете № __________. Классный руководитель _____________________").

5. Объявления.

7. Информирование родителей об успехах их детей.

8. Извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе.

9. Поздравления с праздниками.

10. Поздравления с победами на олимпиадах, достижениями в спорте.

11. Обращения к родителям.

Если необходимо записать замечание или обращение к родителям, то делать это следует корректно, кратко и четко, не унижая достоинства ученика, и без каких-либо намеков в адрес родителей по поводу плохого воспитания детей. Безграмотность, нарушение норм литературного языка в формулировках, неразборчивый, небрежный почерк, нарушения этикета (бестактность) – для учителя не допустимы! (Приложение2)

Важно помнить, что однотипные записи и частые замечания в дневнике, особенно если это касается поведения или невыученных уроков, вызывают привыкание и не оказывают никакого воздействия на недобросовестного ученика. Эффективнее будет пригласить родителей в школу, может быть, даже специальным уведомлением.

Практическая работа

2.1 «Смотр-конкурс дневников»

На первом этапе своих исследований мы провели смотр дневников обучающихся нашего класса.

Выяснили: 25% одноклассников ведут записи в дневнике небрежно, много исправлений, у 50% - нет расписания, росписи родителей. Есть дети, которые расписались вместо родителей. Есть дневники, которым срочно требуется ремонт.

Вывод: есть одноклассники, которые не соблюдают правила заполнения школьного дневника как документа.

Рисунок 1

2.2 Анкетирование.

«Каков дневник, таков и ученик»

Для того, чтобы определить причины безответственного отношения к заполнению дневника, мы составили анкету для обучающихся нашего класса и для родителей.

Рисунок 2

Результаты анкетирования показали, что 20% одноклассников могут обойтись без дневника. Так же мы нашли не соответствие в ответах родителей: по итогам проверки дневников только у 50% были поставлены росписи родителей, а в анкетах 85% родителей утверждают, что проверяют дневники ежедневно.

Рисунок 3

Почти все и родители, и дети положительно относятся к электронным дневникам, но и бумажные дневники прошлых лет не выбрасывают. Практически все родители считают, что именно бумажный дневник может дать характеристику

школьнику. Хочется сказать и о замечаниях от педагогов. Есть неаккуратные записи, в основном негативные.(Приложение 2)

Учителя используют школьный дневник в качестве наказания, и очень редко для поощрения.

Для того, чтобы поднять статус дневника, мы определили план действий: организовать в своём классе поисковую работу по теме «Эволюция дневника», подготовить и провести игру «Дебаты» , создать творческую группу для изготовления макета «Дневник РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА» , провести конкурс мини проектов «Дневник будущего» и акцию «Этика письменной речи педагогов», подготовить классный час «Его величество- дневник».

2.3.Поисковая работа «Эволюция дневника».

Организовали поисковую работу «Эволюция дневника». Об истории появления первого дневника нам рассказали работники городской библиотеки.

А какие дневники были в СССР, узнали от Ольги Васильевны Логиновой. В таком дневнике имеется памятка «Указания к ведению дневника». Это еще одна важная мелочь, которая упущена в современном дневнике, особенно для начальной школы! Таким образом, ученикам раньше четко разъясняли, что такое дневник и как им надо пользоваться.(Приложение2)

2.4 Электронный дневник.

В качестве эксперимента почти во всех школах нашей страны введен электронный дневник. Для того, чтобы узнать, что лучше: электронный дневник или бумажный, провели игру «Дебаты», где выяснили положительные и отрицательные стороны электронного и бумажного дневника. (Приложение2)

Рисунок 4 Рисунок 5

По положительным показателям лидировал электронный дневник,

но только 38% обучающихся класса являются активными пользователями

сайта «Дневник ру».

2.5 Работа творческой группы.

На конкурсе «Ярмарка идей» одноклассники представили свои мини проекты

«Дневник будущего». Самыми интересными стали модели Грибова Даниила и Либидинской Лианы.

Психолог Ирина Владимировна дала рекомендации по оформлению и содержанию будущей модели дневника.

Для акции «Этика письменной речи педагога» Настя Куцебина под руководством своей мамы оформила буклет.(Приложение2)

Наш учитель провела мастер – класс по созданию электронной модели дневника.

На классном часе «Его величество – дневник», мы организовали практическое занятие «Наведём порядок в дневнике!» и представили одноклассникам макет нового дневника.

Работая над проектом мы увидели, что дневники отражают историю нашей страны.

В прежние времена школьные дневники были невзрачные, на серой бумаге. Все дневники были однообразные, одинаковые. Но отношение к основному документу школьника было положительное и ответственное.

Изменилось время – изменился и школьный дневник. Современные дневники - яркие и многоцветные, содержат множество различной информации. Психологи считают, что яркое оформление отвлекает ученика, он забывает, что дневник остается основным документом школьника,

Вот уже четыре года наш класс пользуется дневниками по программе 2100.

В основном дети заполняют самостоятельно такие страницы как «Сведения о себе, о классе, о школе», «Недельные развороты». А страницы «План моих дел», «Цели учебы в этом году» только 19 % класса. (Приложение 2)

Наша модель школьного дневника больше подходит для детей начальных классов. Мы патриоты своей страны, поэтому на обложке поместили символы нашего государства. Добавили «Правила ведения дневника», а страничку для учителя разместили в конце дневника. Там учитель может написать благодарности и свои пожелания. (Приложение2)

Проект - это долгосрочное исследование, имеющее практическую часть, которая включает в себя:

Дневник работы над проектом - письменная часть проекта, где учащиеся фиксируют все этапы работы над проектом.

Проектный продукт – результат работы над проектом.

Презентация (защита проекта), в ходе которой учащиеся знакомят со своей работой и своим проектом продуктом.

Дневник работы над проектом должен содержать отчет о работе.Примерная форма отчета:

Введение

Тема моего проекта…

Я выбрал эту тему, потому что…

Цель моей работы…

Проектным продуктом будет - …

Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как…

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы)…

Выбор темы и уточнение названия…

Сбор информации (где и как делал)…

Изготовление продукта (что и как делать)…

Написание письменной части проекта (как это делал)…

Основная часть

Я начал свою работу с того, что…

Потом я приступил к…

Я завершил работу те, что…

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…

Чтобы справится с возникшими проблемами, я…

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например…

Это произошло, потому, что…

Если бы я начал работу заново, я бы…

Я думаю, что решил проблему своего проекта, так как…

Работа над проектом показала мне, что…

Знакомство с различными проектами учащихся из опыта работы.

Проекты могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В ходе работы может корректироваться и тема проекта, и сам проектный продукт. Например, темами проектов учащихся 11 классов стали: «Маркетинговое исследование торговых центров города Воронежа», «Как выбрать экономический факультет вуза», «Как провести лето в Воронеже», «Территория закона острова детства» и т.д. Также разнообразны проектные продукты: путеводитель по вузам города; кластер с рекомендациями по защите прав ребенка; игра для проверки сплоченности коллектива; статья о классном коллективе; видеофильм и многое другое. Учащиеся придумываю абсолютно гениальные названия для своей работы: «Это страшное образование» или «Как нам жить вместе?» и «поднимают» только те темы, которые их действительно волнуют.



Учащиеся, которые занимаются проектированием, приобретают вкус к исследованию вообще, становятся более самостоятельными и ответственными. Они могут выбрать тему исследования, свободно подобрать информацию, блестяще защищают свою работу, легко контактируют с аудиторией. Они занимаются действительно теми вопросами, которые их интересуют, отстаивая свою точку зрения. Это особенно важно для выпускников, которым придется каждый день принимать решение, о том, как построить свою дальнейшую жизнь и как добиться поставленных целей. При создании проекта максимально важны фантазия и воображение, так необходимые и для творческого мышления, так как в готовом виде свой проект уже не «скачаешь», как привыкли наши дети, работая над рефератом или докладом.

Практикум «Организация и содержание проектной деятельности учащихся»

Задание 1.

Назовите главные отличия метода проектов от других видов исследовательской деятельности учащихся:

Задание 2.

Охарактеризуйте этапы работы над проектом:

Задание 4.

Назовите основные виды проектов, соответствующие им проектные продукты, подумайте над темами проектов:

Задание 5.

Подумайте, в чем положительные и отрицательные стороны данной исследовательской технологии:

Литература

1. Бухаркина М.Ю . Разработка учебного проекта // М.: 2003.

2. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт // М.: 2005.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении // М.: 2003.

4. Ступницкая М.А . Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Сборник статей // Под общей редакцией Н.Г. Минько// М.: Учебно-методический центр-ЮАУО, 2005.

5. Ступницкая М.А . Творческий потенциал проектной деятельности школьников // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений// М.: Центр «Школьная книга», 2006.

6. Современные педагогические и образовательные технологии в системе образования. Учебное пособие // Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина/ / М.: Издательский центр «Академия», 2007.