Какие виды торгов бывают. Тендер — о сложном простыми словами. Что нужно для участия в тендерах

В кризисные времена перед руководителями компаний стоит вопрос не только удержания наработанных баз клиентов, но и привлечение новых. Самый лучший способ – участие в тендерах и различных электронных аукционах и торгах. Разобраться новичку в этом вопросе поможет пошаговая подробная инструкция. В рамках статьи также будут даны ответы на такие часто возникающие вопросы, как что такое ЭЦП, как проводятся госзакупки, а также какие документы необходимо собрать, чтобы участвовать в проводимых конкурсах и тендерах.

Что необходимо знать о тендерах

Основы правового регулирования проведения тендеров закреплены в гражданском законодательстве, а также ФЗ № 44 от 05.04.2013 г. в случаях, когда в роли заказчика выступают государственные и муниципальные органы.

Несмотря на то что термин тендер прямо не закреплен в законодательстве, он успешно используется в бизнес-кругах. Под тендерами понимаются все возможные виды торгов, проводимые с целью закупки различных товаров, оказания определенного рода услуг и работ. В качестве заказчика выступает организация, осуществляющая закупки. К участникам тендеров относятся юридические лица любой организационной формы, а также физические лица и ИП, надлежащим образом зарегистрированные для участия в тендерах.

Для торгов, которые проводятся государственными органами, все требования, предъявляемые к участникам, сформулированы в законе. Если в качестве заказчика выступают коммерческие организации, то все требования формулируются в самом заказе.

Все действия, связанные с проведением тендера и исполнением в дальнейшем условий контракта, объединены единым термином – закупка. Независимо от объектов, в качестве которых могут товары, работы (например, ремонт дорог) или услуги (например, проведение детских утренников), она начинается с момента заключения и заканчивается лишь исполнением всех обязательств по контракту.

Виды тендеров и их отличия

В зависимости от категории заказчика все проводимые в России тендеры можно разделить на 2 основных вида:

  • государственные – закупка товаров и услуг осуществляется для удовлетворения государственных нужд (заказчик — государственные органы), при этом её проведение основано исключительно на ФЗ 44;
  • коммерческие – в роли основного заказчика выступают организации, которые производят закупку для собственных нужд. Такие тендеры проводятся по правилам, разработанным заказчиком самостоятельно. При этом, как показывает практика, в большинстве своем они также проводятся, основываясь на принципах и правилах, сформулированных в ФЗ 44 (хотя для них он необязателен).

В зависимости от способа определения поставщиков (исполнителей) законодатель выделяет:

  1. Единственный исполнитель, как правило, при действующей монополии (например, перевозка ж/д транспортом).
  2. Конкурентные – основанные на выборе поставщика среди 2-х и более. Данный способ включает:
  • конкурсы – победитель выбирается среди исполнителей по лучшим предложениям и условиям;
  • аукцион – победитель избирается исходя из меньшей цены, предложенной за контракт;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок.

Конкурсы могут быть закрытыми или открытыми, с ограниченным участием либо в обязательном порядке состоять из 2-х этапов, а аукционы могут проводиться как в электронном виде (онлайн), как и закрытым способом.

Каждый из рассмотренных видов тендеров имеет свои цели и правила проведения. Выбор способа определения исполнителя зависит от волеизъявления заказчика, также учитывается объект и сумма закупки.

Совет. Участие в торгах лучше всего начинать с котировок, поскольку поставщик определяется исходя из предложенной цены. Данный способ предполагает минимум затрат и достаточно прост в освоении новичками.

Инструкция по участию в тендерах для новичков

Любая компания, постоянно участвующая в различных тендерах или торгах, как правило, в своем штате имеет отдельного сотрудника, специализирующегося на данном направлении. Это связано с тем, что сбор полного пакета документов, подготовка котировки и непосредственно поиск подходящего тендера занимает значительную часть времени. Помимо этого, существуют организации, деятельность которых связана только с подготовкой конкурсной документации для своих клиентов.

Анализ законодательства позволил определить порядок и принципы участия в тендерах и торгах как в случаях с государственным заказчиком, так и с заказчиком в лице коммерческой организации. Новичку в этом направлении удобнее будет использовать следующую пошаговую инструкцию:

Участие в торгах подразумевает не только знание законодательства о тендерах, но и умение защищать свои интересы. Поскольку решение заказчика в пользу определенного поставщика не является окончательным и может быть обжаловано в ФАС. В случае удовлетворения жалобы поставщик, занявший по итогам проведенных торгов, может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство и в итоге победителем признается участник, занявший второе место.

Документы для участия в торгах и требования к ним

Сбор и надлежащее оформление документов не только позволяет заказчику изучить предложение потенциального контрагента и информацию о нем, но и поставщику увеличить шансы на заключение желанного контракта. Выбор поставщика осуществляется именно на основании предоставленных документов, поэтому их корректное заполнение – залог положительного решения по итогам тендера.

Законодатель для каждого из способов определения поставщиков предусматривает представление определенного пакета документов. Участие в открытом конкурсе возможно при предоставлении поставщиков следующих документов:

  • содержащих информацию об исполнителе – это полный пакет учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно, полученная не позднее 1 месяца и документы, подтверждающие право конкретного сотрудника на их подачу;
  • коммерческое предложение, содержащее сведения об объекте закупки и предлагаемых потенциальным поставщиком условиях;
  • подтверждение качества поставляемых товаров, а также оказываемых услуг и работ, подтвержденное соответствующими сертификатами и иными документами (предоставляется по требованию заказчика);
  • обеспечительные меры, которые могут быть выражены в перечислении определенной суммы на счет заказчика либо предоставлении банковской гарантии.

Внимание! При подаче заявки все документы должны быть пронумерованы и сшиты, обязательным условием является их заверение подписью и печатью уполномоченного лица.

Участие в электронных торгах предполагает немного иной порядок для подачи сведений и обусловлен он общими правилами проведения онлайн-аукционов. Все документы оформляются в электронном виде, а контракты подлежат заключению на специализированных онлайн площадках. Сама заявка состоит из 2 частей (ст. 66 ФЗ):

  • содержит согласие исполнителя на поставку конкретного товара, оказание определенного вида услуги и может содержать рисунок или чертеж;
  • содержит сведения об исполнителе, о поставляемых товарах либо оказываемых услугах.

Как принять участие в тендере: видео

Государственные учреждения и крупные компании не могут обратиться к первому попавшемуся исполнителю, чтобы купить мебель или заказать мытье окон в офисе. Для исключения коррупционной составляющей и повышения качества обслуживания они должны проводить тендеры - конкурсы, в которых всем потенциальным поставщикам предоставляются равные условия.

Почему же предпринимателю стоит выяснить, что такое тендер и как в нем участвовать? Дело в том, что такой способ организации сбыта имеет ряд преимуществ:

  • для ведения тендерных продаж не нужен целый отдел менеджеров;
  • бюджетные организации расходуют на закупки довольно крупные суммы;
  • торги - это единственная возможность продать что-то государству;
  • до 20% государственных закупок предназначаются для субъектов малого бизнеса.
  • для участия в торгах не нужно сливать бюджет на рекламу;

Говоря простыми словами, тендер - это конкурс, в котором компания выбирает поставщиков продукции или исполнителей работ на выгодных для себя условиях. При определении победителя заказчик вправе учитывать множество факторов - цену, сроки выполнения задачи, наличие у подрядчика квалифицированных работников и техники. Участник, предлагающий лучшие условия, подписывает с ним договор.

Различают два вида тендеров - государственные и коммерческие. Первые проводят исключительно в электронном формате на авторизованных площадках в интернете (ЭТП) в соответствии с законодательной базой:

  • бюджетные организации осуществляют закупки по закону № 44-ФЗ;
  • компании с долей государственного капитала свыше 50% используют № 223-ФЗ.

Частные компании и предприятия с долей государственного капитала до 50% могут организовать торги в любом формате. Однако закон № 135-ФЗ требует предоставления всем участникам равных возможностей, что реально только при использовании ЭТП.

Почему же государственные и корпоративные заказчики постепенно перевели торги в электронную форму? Дело в том, что:

  • ЭТП охватывают широкую аудиторию. Принимать участие в тендерах может любой субъект, имеющий доступ в интернет.
  • Торговые площадки формируют реестры участников и историю торгов. По этим данным легко проводить аналитические исследования.
  • Участники конкурсов проходят обязательную аккредитацию, что уменьшает вероятность столкновения с мошенниками.
  • Интерфейс торговой площадки позволяет быстро искать тендеры по нескольким параметрам, включая вид товара и месторасположение клиента.
  • Результаты электронных торгов невозможно подделать, а заказные тендеры видны практически сразу же.

Виды тендеров

Чтобы составить представление о том, что такое тендер, необходимо рассмотреть существующие виды конкурсов. На торговых площадках и в Единой информационной системе по госзакупкам (ЕИС) на сайте zakupki.gov.ru встречаются тендеры:

  • Открытые . В них может принять участие любой субъект, правильно подготовивший заявку. Как правило, участников набирается много, поэтому прием и рассмотрение предложений занимают несколько месяцев.
  • Закрытые . Заказчик отправляет приглашения узкому кругу подрядчиков, владеющих нужной квалификацией, товаром или оборудованием. Так проще избежать потока заявок от дилетантов. Также закрытый конкурс организуют, если:
  • объект торгов или документация к нему является государственной тайной;
  • проводится конкурс по страхованию, перевозке либо охране ценностей;
  • тендер проводится силовыми учреждениями.

Следующий способ классификации тендеров группирует их по технологии определения победителей. Среди торгов выделяют:

  • Конкурсы . Проводятся, если при выборе победителя рассматривают не только цену, но и другие факторы - сроки исполнения, оригинальность технического решения. Если поступает лишь одна заявка, конкурс считается несостоявшимся.
  • Конкурсы с ограниченным участием . Подразумевают проведение предварительного отбора участников по наличию квалификации, оборудования, материальной базы. Торги также считаются несостоявшимися при наличии лишь одной заявки.
  • Двухэтапные конкурсы . Вначале исполнители предлагают свои способы решения задачи без указания цены. Заказчик выбирает самые рациональные идеи и проводит окончательные торги с расчетом сметы проекта. Такие тендеры нужны, если:
  • клиент изучает возможность решения нестандартной задачи;
  • заказчик не может самостоятельно разобраться в специфике работ;
  • объектом торгов является постоянно модернизируемое оборудование.
    • Аукционы . Торговый аукцион - это тендер, в котором участники делают ставки, снижая начальную цену контракта. Предлагающий меньшую стоимость становится победителем. Список товаров для аукциона указан в Распоряжении № 471–Р.
    • Запросы предложений . Проводятся после несостоявшихся торгов и для обоснования цены контракта. Заказчик собирает у подрядчиков коммерческие предложения и публикует их в ЕИС. Далее исполнители получают один день для улучшения заявок.
    • Запросы котировок . В отличие от других видов тендеров, запрос котировок проводится без залога при цене договора до 500 тысяч рублей. Каждый участник делает одно предложение. Фирма, указавшая наименьшую цену, получает контракт.
    • Закупки у одного поставщика . Проводятся, если любой из перечисленных выше видов тендеров объявляется несостоявшимся. Кроме того, закон предусматривает еще 52 случая, когда разрешается закупка у единственного поставщика. Например:
  • нужно выполнить работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
  • объектом тортов является военная техника, не имеющая аналогов в России;
  • закупки проводятся в связи с чрезвычайными происшествиями;
  • товары и работы приобретаются у предприятий ФСИН;
  • проводится закупка произведений искусства у их правообладателей;
  • объектом торгов выступает продукция для государственной охраны;
  • приобретаются лекарства, назначенные пациенту комиссией;
  • исполнитель считается монополистом в отрасли.

Кто может принять участие в тендере

Закон не предусматривает какого-либо ограничения для субъектов с различными формами хозяйствования, желающих участвовать в тендерах онлайн. К подаче заявок в качестве исполнителей допускаются:

  1. Обычные граждане. Имеют право регистрироваться на электронных площадках и принимать участие в торгах наравне с бизнесменами, за исключением конкурсов с ограничениями. Победители должны платить НДФЛ.
  2. Индивидуальные предприниматели. Имеют некоторые преимущества: 20% закупок проводят среди субъектов малого бизнеса. Но ИП могут столкнуться с препятствиями, так как подать заявки на тендеры силовых ведомств они не имеют права.
  3. Юридические лица. По обязательствам отвечают только уставным капиталом. Но в «черный список» при срыве контракта попадает не только ООО, но и его учредители. Поэтому многие компании создают для торгов дочерние фирмы.
  4. Бюджетные организации. Освобождаются от обязанности платить залоговый взнос. Кроме того, в некоторых тендерах учреждения ФСИН имеют преимущества. Однако потратить заработанные деньги по своему усмотрению бюджетники не могут.
  5. Иностранные граждане и компании. Вправе участвовать в торгах, где нет ограничений по национальному режиму. При аккредитации на торговой площадке иностранные субъекты обязаны предоставить заверенные переводы уставных документов.

Выясняя, как участвовать в Госзакупках, нужно прежде всего определить, имеет ли право участник на допуск к торгам по закону. Отказ получают заявители, которые:

  • или уже объявлены банкротами;
  • приостановили работу из-за административного правонарушения;
  • имеют задолженность по платежам в бюджетные и страховые фонды;
  • управляются гражданами, осужденными за финансовые преступления;
  • не владеют правами на интеллектуальную собственность, передаваемую заказчику;
  • управляются гражданами, состоящими в родстве или в браке с занимающими ключевые посты представителями заказчика;
  • зарегистрированы в государствах со льготным налогообложением.

В зависимости от специфики тендера, заказчик может выдвинуть дополнительные требования к претендентам. В частности:

  • наличие опыта работы в сфере, с которой связан объект торгов;
  • достаточное количество квалифицированных сотрудников;
  • наличие специального оборудования и техники;
  • отечественное происхождение товара при ограничениях по национальному режиму;
  • наличие лицензий или участие в СРО, если того требует объект торгов;
  • принадлежность к СМП или НКО, если конкурс проводится среди них;
  • отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП).

Как найти подходящие тендеры Госзакупок

Все торги государственных и муниципальных учреждений перечисляются на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru , где можно отфильтровать их по названию заказчика, сумме, типу товара, срокам. Однако сами конкурсы проводятся на аккредитованных федеральных площадках. Таковых восемь:

Федеральные торговые площадки
sberbank-ast.ru roseltorg.ru lot-online.ru etpgpb.ru
rts-tender.ru etp-ets.ru tektorg.ru astgoz.ru

Найти торги частных компаний сложнее, так как они проводятся на тысячах ресурсов. К счастью, большинство крупных сайтов тендеров входят в Ассоциацию ЭТП: на ее портале www.aetp.ru есть ссылки на десятки торговых площадок. Вот несколько из них:

Наконец, опытный бизнесмен может участвовать не только в тендерах России , но и в конкурсах других стран: для этого ему понадобятся услуги переводчика и механизмы проведения международных расчетов. Перечислить все ЭТП мира нереально, но получить о них представление возможно по следующим ссылкам:

Иностранные торговые площадки
Италия www.infoappalti.it Казахстан www.zakupki.kz
Нидерланды www.tendersinfo.com Украина Prozorro
США www.fbo.gov Польша www.twojprzetarg.pl
Финляндия www.hankintailmoitukset.fi Турция www.yatirimlar.com

Как определить нечестный тендер

Новички обычно участвуют во всех тендерах подряд. Но опытные предприниматели стараются вначале оценить шансы на победу. К сожалению, многие конкурсы на крупные суммы предназначены для «прикормленных» поставщиков, поэтому посторонним можно даже не пытаться подавать заявки на участие в них. Как выявить договорный тендер:

  • В заголовке конкурса название объекта торгов не указано вообще, указано с ошибкой или с латинскими буквами. Это усложняет поиск тендеров для непосвященных.
  • Код товара по ОКДП приводится без детализации или с некорректными единицами измерения. Посторонний участник не сможет угадать, что именно нужно заказчику.
  • Регион поставки не указан вообще или указан с минимальной точностью. Рассчитать цену в таких условиях сложно, поскольку расходы на логистику неизвестны.
  • Срок исполнения обязательств неадекватно короткий. Этот признак договорного тендера указывает, что кое-кто из претендентов уже занимается работами.
  • Цена договора завышена в несколько раз по сравнению с рыночной. Возможно, в нее уже заложена сумма взятки для организатора тендера.
  • Работы по непонятной причине нужно проводить с помощью редкого оборудования. Скорее всего, эта техника есть у нужного заказчику исполнителя.
  • Тендерную документацию объемом в тысячи страниц следует изучить за короткое время. Такое под силу только участнику, который ознакомился с ней заранее.
  • В требованиях к участникам тендера указана необходимость наличия лицензий или допусков СРО, которые для заявленных работ на самом деле не нужны.

Как подготовиться к тендеру

Тендер - это ответственная процедура, подразумевающая операции с большими денежными суммами. Логично, что к участию в торгах не допустят первую попавшуюся фирму, а потому исполнитель должен провести определенную подготовку:

  1. Изучить правила подачи заявок и проведения тендеров. Предприниматель должен детально рассмотреть законы №№ 44–ФЗ, 223–ФЗ, 135–ФЗ, а также связанные с ними нормативные документы и подзаконные акты.
  2. Получить квалифицированную электронную подпись. Ее в виде записанного на флешку ключа выдают лицензированные Минкомсвязи центры. ЭЦП действует один год и работает на определенных площадках, где публикуются тендеры .
  3. Зарегистрироваться на торговых площадках. Можно начать с предназначенных для государственных тендеров площадок, а потом перейти на корпоративные. Следует искать ресурсы, где есть много подходящих предпринимателю конкурсов.
  4. Пройти аккредитацию. Оператор должен проверить данные о фирме и внести ее в реестр площадки. Аккредитация действительна три года, но за три месяца до ее истечения нужно подать заявку на продление. Иначе доступ к торгам закроется.
  5. Открыть специальный счет и перечислить на него деньги для обеспечения заявки. Этот взнос гарантирует добросовестность участников торгов. Следует использовать банки, перечень которых ежемесячно публикуется на сайте Министерства финансов.

Какие документы нужны для тендера

Тендерную документацию рекомендуется собрать хотя бы за неделю до начала приема заявок и отправить заказчику при первой же возможности, чтобы иметь запас времени для внесения в нее изменений. При проведении традиционных торгов бумаги прошивают и запечатывают в конверт, а при организации электронных мероприятий - сканируют и пересылают оператору площадки вместе с личной ЭЦП.

Какие документы нужны для участия в тендере:

  • анкета предприятия - название, адрес, телефоны, паспортные данные и коды ИНН учредителей ООО или индивидуального предпринимателя;
  • справка из ЕГРИП либо ЕГРЮЛ максимум двухнедельной давности;
  • заверенная нотариусом копия свидетельства о регистрации СПД и назначении ИНН;
  • копии уставных документов для ООО;
  • приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера для ООО;
  • документы о том, что фирма не ликвидируется и не является банкротом;
  • справки о несудимости ответственных лиц за экономические преступления;
  • выписка из ФНС об отсутствии долгов по платежам в бюджет и страховые фонды;
  • финансовый отчет за три последних года;
  • согласие на сделку, если сумма превышает указанный при регистрации предел;
  • доказательства того, что заявитель является СМП, предприятием ФСИН, обществом инвалидов или некоммерческой организацией (если для них есть преимущества);
  • документы о внесении обеспечения или предоставлении банковской гарантии;
  • перечень представленных документов.

Заказчики вправе потребовать:

  • копии договоров с прежними заказчиками;
  • перечень имеющихся в распоряжении исполнителя материальных ресурсов;
  • рекомендации от клиентов;
  • доказательства побед в прочих тендерах;
  • презентация компании и ее деятельности.

Как подать заявку на тендер

По статистике, 15% торгов на сумму до миллиона рублей являются несостоявшимися ввиду полного отсутствия участников. Предприниматель может без проблем стать в них победителем, если правильно подаст заявку. Различают два вида заявок:

  • Письменные. Подаются в запечатанном конверте лично или заказным письмом. В настоящее время почти не встречаются, так как все торги проводятся в интернете.
  • Электронные. Подаются в виде сканированных копий через ЭТП, снабжаются цифровой подписью предпринимателя.

Согласно законодательству, тендерная заявка - это согласие участника поставить товар или выполнить работы на условиях заказчика. Она состоит из двух частей, которые отправляются клиенту в оговоренный срок:

  • Первая часть должна включать в себя основные сведения о предложенном товаре, работе или услуге, а именно:
  • письменное подтверждение согласия претендента на сотрудничество в соответствии с упомянутыми условиями;
  • страну производства товара, если заказчик проводит конкурс с учетом национальных ограничений;
  • полные технические характеристики товара, таблицу цен на него с учетом налоговых платежей и накладных расходов;
  • установленные законом сертификаты и декларации качества на продукцию, справки от Роспотребнадзора.
    • Вторая часть должна содержать перечисленные в предыдущем разделе документы. Она рассматривается после выбора лучшего предложения.

Заявку на участие в электронном конкурсе отправляют оператору ЭТП в виде двух документов, подписанных ЭЦП предпринимателя. Оператор в течение часа назначает ей порядковый номер и пересылает подтверждение участнику.

Подготовка тендерных предложений включает такой этап, как внесение залога. Каждый участник в виде гарантии добросовестности должен перечислить организаторам конкурса финансовое обеспечение в сумме 0,5–5% от стоимости контракта. По окончании торгов деньги возвращаются претендентам. Внести залог можно разными способами:

  • Открыть специальный счет в аккредитованном банке и переводить на него деньги. Банк будет блокировать залоговые суммы на время проведения торгов.
  • Получить тендерный кредит. Этот способ подходит предпринимателям, не имеющим свободных средств для внесения залога.
  • Оформить банковскую гарантию. При этом финансовое учреждение принимает обязательство о выплате необходимой суммы по требованию кредитора.

Как проводится тендер

Нельзя организовать тендер без подготовки. Прежде всего, заказчик должен изучить рыночную ситуацию и обосновать начальную цену контракта (НМЦК). Когда он поймет, сколько в среднем стоят те или иные товары или услуги, можно переходить к следующим этапам.

Как проводится тендер по закупкам:

Как проводится тендер по закупкам :

  1. Заказчик публикует на ЭТП или отправляет подрядчикам приглашение на торги, включающее основную информацию о тендере:
    • описание своей компании, ее профиль деятельности, особенности бизнеса и отрасли в целом;
    • описание поставленной задачи и ожидаемого результата, включая технические данные объекта, сведения о ценах и графиках платежей;
    • правила подготовки заявок и перечень требований к исполнителям - их квалификацию, оснащение, опыт выполнения аналогичных работ;
    • критерии оценки предложений, среди которых стоимость, сроки завершения, наличие или отсутствие субподрядчиков;
    • сроки начала и завершения приема тендерных заявок, даты проведения конкурса и объявления победителей.
  2. Заинтересованные подрядчики обращаются к покупателю за дополнительной информацией, уточняют суть проблемы и желаемые пути ее решения.
  3. Потенциальные исполнители, руководствуясь документацией по тендеру, составляют заявки на участие в конкурсе.
  4. Подготовленные заявки загружаются на торговую площадку или вручаются клиенту в запечатанных конвертах, что подтверждается расписками и записью в журнале.
  5. При необходимости заказчик просит исполнителей провести презентации своих предложений и рассказать о преимуществах сотрудничества именно с ними.
  6. Заказчик оценивает предложения по упомянутым критериям, начисляет им за это определенные баллы и так выбирает победителей.
  7. Протокол тендера публикуется на торговой площадке, в ЕИС и на сайте заказчика. Если конкурс был закрытым, о результатах сообщают претендентам персонально.

При объявлении аукциона на торговой площадке и на сайте zakupkigov.ru публикуют извещение с указанием даты и времени торгов.

Этапы проведения тендера:

Этапы проведения тендера :

  1. Участники торгов составляют заявки, добавляют к ним необходимые документы, подписывают своими ЭЦП и загружают на торговую площадку.
  2. Оператор площадки обращается в банки, указанные в заявках, и просит учреждения заблокировать залоговые суммы на счетах претендентов.
  3. По наступлении указанных в извещении даты и времени подрядчики авторизуются на торговой площадке, подключаются к аукциону и начинают подавать предложения:
    • Учитывая свои возможности, участники снижают стоимость договора. Шаг снижения составляет 0,5–5% начальной цены.
    • Подавая предложение, исполнитель не может назвать сумму больше или равную той, которую он указал ранее.
    • Участник не имеет права дополнительно снизить свое предложение, если оно в данный момент меньше всех остальных.
  1. Устанавливается время окончания торгов. Если в течение 10 минут после поступления последней ставки не появляется новых предложений, аукцион завершается.
  2. В течение часа оператор публикует на торговой площадке протокол тендера, а также отправляет уведомления заказчику и претендентам.

Как отказаться от тендера

Зачастую заказчики, заинтересованные в сотрудничестве с определенными фирмами, сами рассылают им приглашения на участие в торгах. Если после трезвой оценки рисков тендера предприниматель понимает, что этот конкурс ему не интересен, он имеет право отказаться от предложения и отправить соответствующее письмо заказчику. Причиной для отказа может быть:

  • отсутствие технической или финансовой возможности выполнения заказа;
  • ограниченное время на оформление тендерной заявки;
  • неадекватно большое количество претендентов;
  • участие в конкурсе компаний с плохой репутацией.

Если предприниматель решил выиграть тендер и подал заявку, но впоследствии изменил свое мнение, он также может отказаться от участия в торгах:

  • Для отзыва заявки на участие в аукционе следует до его начала отправить сообщение оператору площадки. Он разблокирует залоговое обеспечение в течение дня.
  • Отозвать заявку на участие в запросе котировок можно после внесения заказчиком изменений в документацию или путем отправки второго предложения.
  • Отозвать конкурсную заявку можно до вскрытия конвертов или до разблокировки доступа к документам на ЭТП. Залоговые средства возвращаются за пять дней.

Все становится сложнее, если договор уже подписан, а ситуация меняется не в пользу исполнителя - например, дорожают товары или сырье, вводятся санкции, падает курс рубля. Что можно сделать:

  • Просто отказаться от заключения договора. В результате исполнитель потеряет залог и на два года попадет в списки РНП.
  • Расторгнуть договор по соглашению сторон. Для этого нужны хорошие отношения с заказчиком, иначе последний может пожелать наказать исполнителя.
  • Воспользоваться условиями, упомянутыми в договоре и законодательстве. Например, инициировать расторжение контракта можно, если заказчик:
  • неоднократно срывает сроки оплаты;
  • необоснованно отказывается принимать продукцию или работы;
  • не предоставляет исполнителю необходимую информацию или материалы.

Если исполнитель решил расторгнуть договор, от должен в течение трех дней послать заказчику извещение. Желательно использовать способы, допускающие подтверждение получения письма адресатом. Кроме того можно заработать открыв свой .

Как победить в тендере новичку

Вопреки сложившемуся стереотипу, новичок вполне сможет победить в торгах, если не будет бороться за дорогостоящие контракты с крупными поставщиками. Но полагаться только на удачу не стоит. Лучше предварительно изучить основные тонкости участия в тендерах на Госзакупках:

  • Тендерные продажи стоит начинать с небольших заявок крупных компаний. Договор с ПФР стоимостью всего 500–700 тысяч рублей вряд ли будет коррупционным.
  • Рекомендуется изучать статистику и планы закупок перспективных клиентов. Если их потребности и даты аукционов известны, можно подготовиться заранее.
  • Не стоит участвовать в конкурсах, имеющих признаки договорных. Шансы на победу в них ничтожны, а заказчики часто начинают мстить нежеланным победителям.
  • Заявку необходимо готовить в соответствии с тендерной документацией. Около 25% претендентов допускают в ней ошибки и получают отказы.
  • Не стоит надеяться, что заказчик хорошо разбирается в объекте торгов. Желательно избегать в заявке сложных терминов, добавлять картинки и диаграммы.
  • Рекомендуется подготовить портфолио. Хорошая презентация стоит потраченного времени, так как выиграть тендер с ней намного проще.
  • Заказчики любят гарантии. Стоит включить в тендерное предложение обязательства по техническому обслуживанию, ремонту и сопровождению объекта торгов.
  • Шансы на победу увеличивает общение с заказчиком. Можно звонить ему, писать письма с просьбой уточнить непонятные моменты и раскрыть свои пожелания.

Что делать победителю тендера

Начинающие предприниматели, озадаченные только размышлениями о том, как участвовать в тендерах, часто не представляют себе, что нужно делать после победы. По закону, выигравший торги участник обязан подписать договор с заказчиком в период с десятого по двадцатый день после размещения протокола на электронной площадке. К счастью, сегодня для этого партнерам даже не придется встречаться лично:

  1. После публикации протокола тендера заказчик в течение пяти дней загружает на торговую площадку и в ЕИС неподписанный проект договора.
  2. Исполнитель изучает договор, а при обнаружении в нем ошибок и двусмысленностей передает клиенту через торговую площадку протокол разногласий.
  3. Заказчик рассматривает пожелания исполнителя три дня, а затем публикует новый договор (или старый с указанием причин, по которым изменения невозможны).
  4. Исполнитель принимает условия заказчика и в течение трех дней загружает на площадку подписанный ЭЦП договор и документ о внесении обеспечения.
  5. В течение последующих трех дней заказчик также подписывает договор при помощи ЭЦП и выкладывает его в ЕИС и на торговую площадку.

По аналогии с залогом для участия в тендере, при заключении договора исполнитель должен перечислить на счет клиента обеспечение в сумме 5–30% НМЦК. Оно выступает гарантией того, что подрядчик выполнит все обязательства и не расторгнет контракт по своему желанию. Есть три способа решения этой проблемы:

  • изъять деньги из оборота и отправить их на счет заказчика;
  • переслать клиенту документ о предоставлении банковской гарантии;
  • перечислить на счет клиента деньги, полученные в виде тендерного кредита.

Можно ли оспорить результаты тендера

В любом конкурсе, где есть победитель, всегда имеются и недовольные результатами субъекты. Если участник тендера предполагает, что его права были нарушены в процессе торгов, он имеет право оспорить действия клиента, комиссии либо оператора торговой площадки. Жалобы рассматривают две инстанции:

  • Федеральная антимонопольная служба;
  • Арбитражный суд.

Подача жалобы в ФАС - это эффективное решение: обращения предпринимателей рассматривают в течение пяти дней и находят обоснованными в 40% случаев. Можно отнести документ лично в региональное отделение службы или отправить его по адресу [email protected], снабдив электронной подписью. Следует помнить, что:

  • пожаловаться на некорректную тендерную документацию можно до прекращения приема заявок от участников;
  • пожаловаться на действия заказчика или тендерной комиссии можно в течение 10 дней с момента публикации протокола торгов на ЭТП;
  • пожаловаться на неправомерный отказ в рассмотрении второй части заявки или на определение победителя можно до момента подписания договора.

Обратиться в арбитражный суд нужно по месту регистрации заказчика в течение трех месяцев с момента, когда участник тендера узнал о нарушении. Истец предварительно должен провести досудебное урегулирование, то есть отправить ответчику заявление и подтверждающие документы. Если игнорировать эту процедуру, суд вправе оставить жалобу без рассмотрения.

Тендеры и налогообложение

На первый взгляд, предпринимателям на выгодно участвовать в тендерах: не имея обязательств по уплате НДС, они могут дополнительно снижать цену. Но если они не заметят, что в стоимости договора налог выделен отдельно, им придется столкнуться с сюрпризом в виде отчисления 20% НДС и превращения контракта в убыточный. Что же делать в такой ситуации:

  • Если объект торгов по закону относится к товарам, облагаемым НДС, налог следует обязательно включать в стоимость контракта.
  • Если клиент не укажет налог в НМЦК, а в торгах победит плательщик НДС, при заключении договора придется вычитать 20% из цены поставщика, что запрещено.
  • Особенностью тендеров, проводимых коммерческими компаниями, считается сравнение предложений разных участников вообще без учета НДС.

При участии в иностранных торгах исполнители вправе устанавливать НДС на уровне 0% и требовать возмещения от государства. Исключением являются продажи нефти, газа и газового конденсата.

Заключение

В принципе, для работы предпринимателю достаточно знать, что такое тендер и как он проводится. Однако новички должны учитывать, что в продажах отличным показателем является отношение числа выигранных конкурсов к общему их количеству в пределах 25-40%. В то же время многие начинающие бизнесмены подают заявки на два-три тендера, проигрывают их и отказываются от идеи участия в торгах вообще. Решить эту проблему просто: нужно лишь проявить настойчивость и упорство в достижении цели. С первой победой появятся уверенность в себе и положительная репутация, которые будут способствовать дальнейшей успешной деятельности.

Для всех, кто хочет работать с электронными торговыми площадками и участвовать в каких-либо тендерах, необходимо знать, какие виды конкурсов вообще бывают. Зачем это нужно? Чтобы сразу понимать, где у вас есть шансы на успех и где вас совсем не ждут.

Итак, начнем с того, что конкурсы бывают открытые и закрытые . Тут с определениями практически все ясно.

Открытый конкурс – конкурс, доступный для всех. Информация публикуется в свободном доступе, любое интересующееся лицо может получить информацию о запросе предложений, документацию к нему и подать заявку.

Закрытый конкурс – конкурс, доступный ограниченному кругу лиц . Заказчик информирует потенциальных участников о проведении конкурса и предлагает им принять участие. Другие лица принять участие в конкурсе не могут. У заказчика с проведением такой закупки есть свои проблемы: он должен обосновать выбор именно закрытого конкурса и круг приглашенных участников.

Вывод: попасть в закрытый конкурс очень сложно, поэтому стоит переключить внимание только на открытые запросы предложений, которые вы можете отследить самостоятельно.

По другой классификации конкурсы делятся на двухэтапные и те, которые проводятся в один этап. Тут тоже все понятно. Если конкурс проводится в два этапа, то на первом этапе могут отбираться интересные заказчику заявки, на втором этапе идет борьба за победу только между этими участниками. Условия каждого этапа должны содержаться в конкурсной документации к закупке.

Вывод: можно участвовать в конкурсах как с одним, так и с двумя этапами.

Еще одно разделение конкурсов производится по соответствию закупки принципам конкуренции. Разделяют неконкурентный и конкурентный способы закупки. В первом случае, участник конкурса только один и никаких конкурентов не имеет, во втором – в закупке участвуют несколько потенциальных исполнителей, конкурирующих между собой.

Вывод: стать участником неконкурентного конкурса нереально, такую возможность имеют только компании-монополисты, а также те, кто предлагает товары и услуги «исключительного» характера.

Закупка у единственного поставщика – классический пример неконкурентного способа закупки. По сути, это прямая выдача контракта определенному исполнителю. Заказчики вправе использовать данный вид конкурса только в тех случаях, которые установлены законодательно (например, у естественных монополий или согласно распоряжениям или указам различных органов власти).

Данный вид закупки предусматривает все процедуры подготовки процедуры конкурса и сопутствующей документации, публикацию извещения, уведомление контролирующего органа и согласование с ним проведения закупки. Для заказчика в этом случае важно документально обосновать невозможность проведения конкурентного отбора, целесообразность закупки у конкретного лица, а также цену и условия будущего договора.

Запрос предложений – конкурс на конкурентной основе, когда заказчик информирует потенциальных участников о своих потребностях в каких-либо товарах или работах. Может проводиться как в один, так и в несколько этапов. При подведении итогов каждый участник получает оценку в баллах, по максимальному баллу определяется победитель. Принять участие может любое лицо, подавать можно несколько предложений, различающихся как стоимостью, так и другими условиями.

Итогом может быть назначение заказчиком процедуры переторжки (или уторговывания). Переторжка или уторговывание – направление в адрес участников предложения снизить стоимость своих заявок. Может проводиться как заочно, так и в очном порядке: в первом случае участники при желании подают новые коммерческие предложения, во втором – торги проводятся в онлайн-режиме путем снижения цены заявки.

Запрос котировок – конкурс, по итогам которого победителем становится участник с самой низкой стоимостью предложения. Участвовать может любое заинтересованное лицо, котировочная заявка подается только одна – вносить изменения в нее не разрешается. Использование данного вида конкурса позволяет заказчику в короткий срок получить имеющиеся предложения и выбрать победителя. Минусом для участников является тот факт, что котировка каждого из них известна комиссии заранее – есть вероятность того, что заинтересованные лица могут повлиять на результат конкурса.

Отдельно расскажем про конкурсы, проводимые в соответствии с законом № 223-ФЗ. Здесь под конкурсом понимается проведение закупки, в которой заявки участников оцениваются как по стоимости, так и по другим критериям . Цель: выявить максимально лучшее предложение. Заявки участников оцениваются и ранжируются в соответствии с заранее известной методикой, участник с высшим баллом становится победителем.

Информация публикуется в открытом доступе, извещение о проведении конкурса размещается на ЭТП и Портале закупок. Принять участие может любое лицо, которое может предоставить коммерческое предложение, соответствующее всем условиям закупки.

При размещении конкурса на ЭТП, заявки подаются в электронном виде, их регистрацию и прием ведет оператор ЭТП. Если конкурс подразумевает предоставление в адрес заказчика заявок на бумажном носителе, то за их прием отвечает уполномоченный представитель заказчика.

Когда прием заявок закончен, происходит вскрытие конвертов с заявками участников – для «бумажных» конкурсов, или открытие доступа к заявкам – для конкурсов на ЭТП. По результатам процедуры составляется протокол, где указывается: сколько заявок поступило, от каких участников и с какими ценами. Особенности проведения данной процедуры должны быть четко прописаны как в Положении о закупках компании-заказчика, так и в документации к закупке.

Далее заказчик может объявить уторговывание (переторжку). Участие в этой процедуре необязательное, вы можете снизить цену своего предложения, чтобы опередить конкурентов, а можете не участвовать совсем. По результатам конкурса составляется протокол с указанием победителя, с которым заказчик обязан подписать договор. Если победитель уклоняется от подписания договора, то заказчик вправе обратиться к участнику, занявшему второе место.

Конкурсы по закону № 223-ФЗ также могут быть открытыми и закрытыми. Отличия последних заключаются в том, что ни документация, ни изменения или разъяснения к ней не публикуются в отрытом доступе: они доступны только для лиц, приглашенных к участию в закупке. Заявки в этом случае подаются обычно в бумажном виде, протоколы вскрытия конвертов также не разглашаются.

Вывод: для компаний и ИП, не имеющих положительного опыта участия в тендерах, подать заявку в закрытый конкурс не представляется возможным. Единственный вариант работы на ЭТП в данном случае – участие в открытых запросах предложений.

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер » широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке . Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.