Моя профессия - Электронный журнал «Сфера. Режиссер театрализованных представлений и праздников. Описание профессии Должностные обязанности режиссера массовых мероприятий

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н

Режиссер массовых представлений

Должностные обязанности. Осуществляет режиссерско-постановочную работу массовых представлений, мероприятий, концертных номеров и программ в соответствии с планом работы культурно-досуговой организации. Разрабатывает концепции массовых культурно-зрелищных программ различной тематики. Руководит работой режиссерско-постановочной группы по созданию массовых представлений и праздников. Подбирает необходимый литературный, нотный материал, состав исполнителей. Привлекает к участию в массовых мероприятиях творческие коллективы, общественные организации, коллективы художественной самодеятельности, дирижеров, хормейстеров, хореографов, отдельных исполнителей и других творческих работников, проводит с ними репетиции. Обеспечивает координацию действий специалистов, участвующих в создании массового представления. Принимает участие в работе методического кабинета культурно-досуговой организации. Участвует в подготовке сметы планируемых мероприятий.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность культурно-досуговых организаций; структуру культурно-досуговой организации; теорию и практику режиссуры и актерского мастерства; основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства; историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы; современную и классическую драматургию; современные достижения отечественного и зарубежного искусства; основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления культурно-досуговых организаций, трудового законодательства, авторского права; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Режиссер массовых представлений высшей категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 7 лет или в должности режиссера массовых представлений I категории не менее 3 лет.

Режиссер массовых представлений I категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 5 лет или в должности режиссера массовых представлений II категории не менее 2 лет.

Режиссер массовых представлений II категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности режиссера массовых представлений не менее 1 года.

Режиссер массовых представлений - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Творческие люди с организаторскими способностями могут реализовать себя в профессии «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Чтобы стать востребованными специалистами, студенты изучают основы режиссуры, актерское мастерство, сценическую речь и движение, правила использования света и музыки во время представления. Кроме практических знаний во время учебы дают знания по истории и теории театра, представлений, массовых праздников. В результате выпускники могут создавать сценарии различных шоу и представлений. При этом для того, чтобы добиться нужного эффекта и максимально вовлечь в происходящее зрителя, необходимо учитывать не только поставленную цель и актерский состав, но и условия работы. Например, постановки на открытом воздухе, в помещении и в студии принципиально отличаются и требуют разных методов и подходов при реализации одной и той же идеи. При этом режиссер должен уметь организовать работу не только собственного коллектива, но и наладить взаимодействие с людьми, отвечающими за свет, звук, костюмы и т.п. *

* Набор учебных дисциплин и уклон обучения

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников — ведущая и первая в стране в подготовке специалистов в области массовых театрализованных форм.

Кадровый потенциал кафедры представляет собой высококлассный коллектив специалистов разного базового образования, практиков, теоретиков и историков режиссуры театрализованных представлений и праздников с профессионально ориентированным набором современных навыков.

На базе кафедры созданы уникальные творческие условия, направленные на создание, внедрение и распространение новых образовательных технологий для обеспечения сферы режиссуры театрализованных представлений и праздников конкурентоспособными кадрами. Творческая лаборатория оснащена современным аудио-визуальным оборудованием на основе развитой инфраструктуры Учебного театра кафедры.

Учебный процесс находится в тесной связи с инновационными концертно-зрелищными площадками Санкт-Петербурга, а также с российскими и зарубежными ВУЗами, тем самым, обеспечивая профессиональную среду не только в подготовке студентов по направлению «бакалавриат», но и по направлению «магистратура».

Подготовка магистров режиссуры театрализованных представлений и праздников направлена на профессионализацию режиссеров массовых форм в области методической работы и научно-исследовательской деятельности.

Кафедра сохраняет за собой лидирующие позиции в стране в области организации образовательных программ для преподавателей ВУЗов культуры.

Деятельность кафедры предполагает многоступенчатую профессиональную работу:

1 этап — профориентационная работа — работа с абитуриентами, через их посещение творческих показов кафедры, Дней открытых дверей и посредством обучения на подготовительных курсах, которые проводятся в преддверии набора на учебный год;

2 этап — учебная деятельность и все виды практик — участие студентов в различных мероприятиях городского, регионального и международного масштаба;

3 этап — обратная связь — партнёрская деятельность кафедры с выпускниками и учреждениями культуры и искусства и их привлечение к текущим научным и творческим проектам кафедры;

4 этап практико-методическая деятельность, ориентированная на профессиональную сферу выпускника — выполнение научно-исследовательских и выпускных творческих квалификационных работ по заказу работодателей и программы повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства.

На сегодняшний день коллектив кафедры представлен крупнейшими специалистами в области режиссуры театрализованных представлений и праздников, искусствоведения и культурологии, среди которых профессор А. И. Березин, профессор М. М. Павлов, доктор культурологии, профессор Е. Я. Кальницкая, доктор философских наук, профессор О. И. Марченко, кандидат искусствоведения, доцент А. Ф. Некрылова, кандидат искусствоведения, доцент Т. В. Астафьева. доцент И. И. Телеева, доцент М. Н. Тытюк, кандидат педагогических наук, доцент В. Ф. Кудашов, кандидат искусствоведения, доцент Е. А. Слесарь, старший преподаватель А. В. Андреев, старший преподаватель Л. В. Умястовская, старший преподаватель Л. Л. Корнева.

Сочетая практическую деятельность с научно-методической работой, они продолжают передавать свой богатый профессиональный опыт студентам и магистрантам. Сегодня преподавательский состав кафедры представлен молодыми, яркими режиссёрами-практиками и сценаристами (Д. Д. Соколов, Е. В. Соколова, И. Г. Дешко, Ю. П. Моисеенко, А. Н. Попов, П. В. Демьянов, Е. С. Каткова, А. Е. Товпенец, А. А. Кибардин и др.), творческие работы которых составляют цвет современной праздничной культуры Санкт-Петербурга, России и зарубежья.

Галина Щенникова: «Главные качества режиссера – ответственность и четкая жизненная позиция»

Светлана Гришина

Галина Александровна, что значит быть режиссером театрализованных представлений и праздников? В чем состоит работа режиссера во Дворце культуры?

Быть режиссером массовых мероприятий – значит понимать, как ярко отметить то или иное событие, а это не только праздники. Тематический спектр массовых мероприятий огромен: от презентации академического издания до уличных гуляний, от протокольной церемонии до флешмоба. Режиссер массовых праздников, в отличие от театрального режиссера, начинает «с чистого листа» – у него нет опоры в виде текста пьесы – и редко выбирает сам, что ему делать, потому что чаще всего работать приходится по заказу. По крайней мере, в моей практике всегда было так: сначала – спрос, а потом – предложение.

Как Вы пришли в эту профессию?

По образованию я филолог и в режиссуру пришла совершенно случайно. На старших курсах института перевелась на заочное отделение и искала работу. Я ждала, когда появится место на кафедре, как вдруг меня пригласили в городской Дом культуры – там освободилось место костюмера театра. И в результате, придя поработать временно, я осталась здесь вот уже более чем на 30 лет: год была костюмером, после этого занималась культурно-массовой работой, а затем стала сначала художественным руководителем, а позднее, когда весь коллектив Дома культуры перешел работать в новый Дворец культуры «Аммофос», – главным режиссером ДК. Так что, по сути дела, я всю жизнь работаю в одном месте.

Как возникает идея массового праздника? Чем обеспечивается цельность действа?

Цельность обеспечивает, конечно же, идея праздника, его главный смысловой стержень, а он в свою очередь определяется тем, кому адресовано мероприятие. У каждой аудитории свое мироощущение, и для каждой нужен свой «язык». Более чем за 30 лет работы я так много раз занималась Днем Победы, что, когда хочется сделать этот праздник как-то по-новому, я уже просто не знаю как. Но когда мы возвращаемся к вопросу о том, какова наша целевая аудитория, мы понимаем, что это, как и в прошлые годы, ветераны. Уже не все они участники войны, большинство – дети победы. Но это то же поколение, и они хотят слышать свои любимые песни, хотят, чтобы с ними разговаривали на понятном им языке, а новые модные тенденции не встретят у них понимания. Новое, на мой взгляд, должно быть адресовано скорее молодежи.

В апреле у нас прошел фестиваль «Мир танца», я отвечала за режиссуру трех концертов: гала-концерта взрослых хореографических коллективов, концерта молодежных ансамблей и концерта молодого хореографа. У каждого из них абсолютно разные аудитории, и режиссер должен понимать, кто перед ним. Мероприятие для молодежи отличается от мероприятия для старшего поколения и динамикой, и средствами выражения. Например, современные эстрадные коллективы старшее поколение не понимает – их порадуют более традиционные вещи, например, народные песни или детские выступления. Молодежи, напротив, нужен драйв и эпатаж.

Как меняется со временем технология проведения праздников? Есть ли изменения в отношении к праздникам со стороны аудитории?

История массовых уличных праздников достаточно велика – они существовали и сто, и двести, и триста лет назад. Людям это всегда было необходимо, не случайно многие праздники имеют многовековую историю, и не случайно все время появляются новые. В Череповце одни из самых любимых праздников – это Новый год, Масленица, День металлурга, День химика, День города. Режиссерский подход тоже в целом остается неизменным, потому что в основе сценария любого праздника всегда лежат его главная идея, массовость и интерактив. Но, конечно, меняются формы диалога со зрителем; новые возможности дают нам различные технические средства, которые сейчас появились в нашем распоряжении.

Вы упомянули о том, что праздники обязательно включают в себя интерактив – что имеется в виду?

Мы давно отказались от чисто концертных форм, иногда вообще от них уходим. Любая программа строится на активном общении: с каждой сцены, где мы работаем, обязательно идет какой-то диалог со зрителем. Например, 9 июня у нас в городе появится новый праздник – Воскресенская ярмарка, приуроченная к исторической дате – так называемому Дню открытия города. На протяжении всего Воскресенского проспекта мы организуем активные анимационные зоны, где будут установлены сцены и где в течение четырех часов будут проходить разные интерактивные действа. Только две площадки займут артисты, все остальные – общественные объединения. Это, например, клуб авторской песни и клубы исторической реконструкции. Очень интересным мне видится действо Артели кулачных боев «Буза» – ведь ее участники демонстрируют не драки, а очень бережное отношение к традициям. Другой исторический клуб представит реконструкцию выезда пожарной команды начала XIX века. И это тоже один из видов интерактива, когда представители различных творческих сообществ и общественных формирований свободно общаются со зрителями.

Насколько существенна разница между уличным действом и мероприятием в зале в плане режиссуры, технологии и зрительского восприятия?

Разница очень существенна. Ведь в зале «постоянный состав» зрителей – люди видят все, от начала до конца, и смотрят на сцену с неослабевающим вниманием. Поэтому праздник в зале должен быть более тщательно продуман в плане постановки света и звука – здесь, в тишине и темноте, каждая деталь очень заметна. На улице же мы имеем дело с потоком случайных прохожих, и уличный праздник – это практически беспредельный посыл, адресованный в буквальном смысле слова «всем» – аудитории, которая постоянно меняется. От состава зрителей зависит и композиция праздничного действа. Сидя в зале «от и до», вы увидите и завязку, и кульминацию, и развязку, а на улице, когда человек ходит туда-сюда, нужны другие постановочные формы. Цельность уличному действу тоже придает своя кульминация, но она организуется особым образом – не вытекает логически из увиденного ранее, а представляет собой какой-то яркий момент, объединяющий зрителей в единое целое. Например, в финале детского праздника мы собираем всех участников и их родителей на одной площадке и запускаем в небо воздушные шары – «шары желаний». На предстоящей Воскресенской ярмарке кульминационным моментом станет поднятие ярмарочных штандартов и массовое исполнение песни в ходе торжественной церемонии открытия ярмарки.

Вы поставили сотни разных праздников – есть ли среди них самые любимые?

Самый ответственный, самый масштабный в моей практике и, пожалуй, мой самый любимый праздник – это открытие первого Международного фестиваля льна в Вологде в 2011 году. В нем участвовали представители 36 регионов России и 17 иностранных государств, гостями праздника были такие звезды модельного искусства, как Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин. Заказчиками мероприятия выступили Правительство Вологодской области, Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия и Группа «Линум». Передо мной поставили задачу показать, что лен – это красиво, лен – это современно. То, что праздник должен был проходить на Кремлевской площади, на берегу реки, натолкнуло меня на мысль о парусах: захотелось использовать этот образ в оформлении сцены. Когда же на огркомитете я показала костюмы, имеющиеся в моем распоряжении, директор Вологодского музея-заповедника предположила, что это может быть время Осипа Непеи. Я раньше никогда не слышала этого имени, но, начав погружаться в тему, с удивлением узнала, что этот человек, вологжанин, был первым послом России в Англии. И именно из Вологды 455 лет назад по Северному морскому пути российский лен отправился на международный рынок. Эта история была положена в основу пролога, в котором Осип Непея преподносит в дар королеве Англии вологодский лен. А потом был самый волнующий момент праздника – на сцене открылись огромные льняные паруса…

О парусах хочется рассказать отдельно. Эта идея меня никак не отпускала, хотя я прекрасно понимала, с какими трудностями придется столкнуться. Во-первых, могла подвести погода: как раз накануне праздника постоянно шли дожди, был сильный ветер. Во-вторых, нужно было придумать конструкцию – максимально безопасную и максимально эффектную. В-третьих, решить массу организационных моментов. Коллеги отговаривали меня от этого замысла, но я не могла от него отказаться… Когда паруса были собраны, начались технические репетиции: каждым парусом управляли три человека – управляли в прямом смысле слова, как матросы на корабле, только задача у них была противоположная – не поймать ветер, а уйти от него, чтобы не дать упасть всей конструкции. У меня было три варианта сценария, рассчитанных на разные погодные условия, и только за 15 минут до начала праздника я раздала их ведущим, помощнику режиссера, звукооператору и светооператору…

В общем, работа была очень трудная, но то, что получилось, стоило потраченных усилий. Праздник произвел огромное впечатление на всех – и на участников, и на зрителей – и стал достойным началом столь масштабного фестивального проекта. А я с тех пор полюбила Кремлевскую площадь в Вологде – у этого красивейшего места огромная положительная энергетика.

Когда режиссер готовит массовое мероприятие на улице, он должен задуматься о сохранении общественного порядка?

Обязательно! На заседаниях оргкомитетов всегда присутствует представитель полиции. Мы четко проговариваем все нюансы мероприятия, по опыту прошлых лет рассчитываем ожидаемое количество зрителей. Любая ситуация, когда в одном месте собирается большая неорганизованная масса людей, требует продумать вопросы безопасности. Здесь важна каждая мелочь. Например, слова ведущего, когда он приглашает зрителей на сцену: он должен точно сказать, сколько человек ему нужно – двое, трое или пятеро. Иначе, если адресовать такое приглашение ко всем собравшимся, можно спровоцировать давку. Есть и масса других нюансов, которые нельзя упустить из виду. Работая на проспекте, декорации и сцены нужно расставить так, чтобы при движении массы зрителей не возникло затора. Кроме этого, надо учесть розу ветров (это диаграмма, составленная по результатам многолетних наблюдений и характеризующая режим ветра в данном месте) и наличие сквозных зон. Это необходимо, чтобы исключить риск опрокидывания высоких конструкций.

Вы ставите много мероприятий на открытом воздухе – и, наверное, всегда переживаете за погоду?

Да, уличных праздников у нас очень много, хотя и климат вроде бы не подходящий. Мы работаем на улице и в декабре, и в феврале, и в марте, и день города в Череповце отмечается в ноябре, под первым снегом. Да и летом погода очень неустойчивая – был случай, когда в июне под напором ветра у нас упали декорации. В День металлурга всегда очень жарко и почти всегда бывает гроза. Когда раньше работали со сценами-ракушками, бывало, что они провоцировали эффект паруса, и сцену начинало поднимать.

Такие экстремальные ситуации – повод для прекращения праздника?

Повод для прекращения праздника может быть только один – это когда уходят зрители. Во всех остальных случаях праздник продолжается. Бывает и такое, что аппаратура не выдерживает, а люди все равно работают, потому что зрители есть. Однажды в Новый год на Площади металлургов аппаратура замерзла, но на праздник пришли дети – и артисты работали при двацатиградусном морозе на «живом» голосе, без микрофонов.

Вы осваивали свою профессию, что называется, в полевых условиях. А где можно получить образование по специальности режиссера массовых праздников?

Многие мои коллеги учились в Санкт-Петербургском государственном институте культуры и искусств, некоторые заканчивали Московский государственный институт культуры и искусств – сейчас оба эти вуза имеют статус университетов. А в этом году факультет режиссеров массовых праздников открывается в Череповецком государственном университете, так что желающим овладеть этой профессией теперь и ехать далеко не придется. Но честно скажу: своему ребенку или детям друзей я не порекомендовала бы эту работу. Она сложная, тяжелая и, по моему убеждению, прежде всего мужская. Работать всегда приходится очень много. Но, с другой стороны, ты всегда ощущаешь свою востребованность и видишь результаты своего труда. Люди хотят петь, танцевать и готовы платить за это деньги. В нашем Дворце на занятия различных студий, кружков и ансамблей каждый вечер собирается столько детей, что буквально яблоку негде упасть. И праздников меньше не становится – уходят в прошлое одни, зато приходят другие, поэтому работа для режиссера есть всегда.

Какими качествами, с Вашей точки зрения, должен обладать человек, берущийся за это дело?

Во-первых, повышенным чувством ответственности. Во-вторых, четкой жизненной позицией: человек, ведущий диалог с большой аудиторией, должен иметь устоявшееся мировоззрение и житейский опыт. Ведь мы говорим со сцены с огромным количеством людей, так или иначе резюмируем разговор на любую тему, и люди нам верят. Поэтому режиссеру необходимо обладать хорошим знанием психологии и собственным мнением практически по любому вопросу. Кроме того, нужно уметь уделять внимание деталям, мелочам: имеют значение каждое слово, обращенное к зрителям, каждая строчка песни.

…Я всегда говорю ведущему, с которым работаю уже много лет: «Мы с тобой столько хорошего пожелали людям за все это время, что оно к нам обязательно должно вернуться!». И, пожалуй, это главный «бонус», который дает профессия режиссера массовых праздников, – возможность всегда говорить людям добрые слова.

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Режиссер массовых представлений

Должностные обязанности. Осуществляет режиссерско-постановочную работу массовых представлений, мероприятий, концертных номеров и программ в соответствии с планом работы культурно-досуговой организации. Разрабатывает концепции массовых культурно-зрелищных программ различной тематики. Руководит работой режиссерско-постановочной группы по созданию массовых представлений и праздников. Подбирает необходимый литературный, нотный материал, состав исполнителей. Привлекает к участию в массовых мероприятиях творческие коллективы, общественные организации, коллективы художественной самодеятельности, дирижеров, хормейстеров, хореографов, отдельных исполнителей и других творческих работников, проводит с ними репетиции. Обеспечивает координацию действий специалистов, участвующих в создании массового представления. Принимает участие в работе методического кабинета культурно-досуговой организации. Участвует в подготовке сметы планируемых мероприятий.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность культурно-досуговых организаций, структуру культурно-досуговой организации, теорию и практику режиссуры и актерского мастерства, основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства, историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы, современную и классическую драматургию, современные достижения отечественного и зарубежного искусства, основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления культурно-досуговых организаций, трудового законодательства, авторского права, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Режиссер массовых представлений высшей категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 7 лет или в должности режиссера массовых представлений I категории не менее 3 лет.

Режиссер массовых представлений I категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 5 лет или в должности режиссера массовых представлений II категории не менее 2 лет.

Режиссер массовых представлений II категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности режиссера массовых представлений не менее 1 года.

Режиссер массовых представлений - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Вакансии для должности Режиссер массовых представлений по общероссийской базе вакансий