Обоснование доходов. Экономическое обоснование доходов на планируемый период. Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными

1

1 Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжская государственная академия водного транспорта»

В настоящее время одним из механизмов, позволяющих контролировать финансовые результаты деятельности организаций внутреннего водного транспорта (ОВВТ), является производственно-финансовое планирование, цель которого – достижение максимального уровня прибыли. Оптимизация управления финансовым результатом организаций внутреннего водного транспорта включает оперативное изменение плановых показателей доходов и расходов в соответствии с изменением спроса на перевозки и доходных ставок, что влияет на величину расходов организации и позволяет проводить комплексный экономический анализ расходов. В статье рассмотрен один из методов прогнозирования доходов, расходов и рентабельности грузовых перевозок организаций внутреннего водного транспорта, предложена модель обоснования доходов и расходов на перевозки грузов организаций внутреннего водного транспорта для получения максимальной прибыли, позволяющая оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.

прогнозирование

внутренний водный транспорт

1. Абрамов А. А., Минеев В. И., Воробьева М. В., Маковецкая Т. В. Основы ценообразования в рыночной экономике: Монография. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2008. – 324 с.

2. Вайсблат Б. И., Шилов М. Е., Шилова Е. Г. Оптимизация управления финансами предприятия: Компьютерно-ориентированный подход: учебное пособие. – Нижний Новгород: Московский институт права, 2008. – 104 с.

3. Отраслевая инструкция по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта (утверждена Минтрансом РФ 08.03.1993 N ВА-6/152).

4. Сивоволов Н. В., Щепетова В. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий речного транспорта: учеб. пособие. – Н.Новгород: ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2007. – 244 с.

5. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 415 с. – (Высшее образование).

Эффективность функционирования организаций внутреннего водного транспорта зависит от их способности обеспечивать необходимую прибыль. Это должно выразиться в достижении определенного уровня рентабельности, которая рассчитывается делением прибыли от перевозки грузов на величину эксплуатационных расходов.

При планировании доходов необходимо спрогнозировать величину доходных ставок и объема перевозок. Ранее доходные ставки (тарифы) на перевозку грузов устанавливались на 1 тонну груза определенной группы с учетом ставок на начально-конечные операции или на основе средней плановой себестоимости перевозок с начислением прибыли до 35 % от себестоимости перевозок. Такие подходы не отвечают современным рыночным условиям, так как не покрывают в полном объеме издержки транспортных организаций, не учитывают инфляцию и изменение конъюнктуры на рынке транспортных услуг . В настоящее время организации внутреннего водного транспорта, как правило, реализуют услуги по свободным ценам. Ценовая политика предприятия опирается на маркетинговые исследования. Цена реализации (доходная ставка) формируется под влиянием соотношения спроса и предложения на каждый вид услуг в определенном сегменте рынка, условий перевозки, срока и вида оплаты.

При прогнозировании объема перевозимых грузов можно воспользоваться методами исследования рынка продаж, например, эвристическим методом прогнозирования. Данный метод основан на усреднении сведений, полученных путем опроса специалистов . Прогнозируемый объем перевозок определяется по формуле:

Vпрогн - прогнозируемый объем перевозимых грузов;

О - оптимистическая оценка объема перевозимых грузов;

М - наиболее вероятная оценка объема перевозимых грузов;

П - пессимистическая оценка объема перевозимых грузов.

Также можно провести трендовое прогнозирование по отдельным грузам или группам однородных грузов:

, (2)

t - темп роста, который находится из выражения:

Vтек - объем перевозок за навигацию в текущем году,

Vпр - объем перевозок за навигацию в предыдущем году.

Если имеется динамика за ряд лет, может использоваться показатель темпа роста, полученный путем усреднения:

, (4)

n - количество лет;

t - темп роста.

На основе этих методов по каждому виду перевозок делается прогноз спроса:

хi - доходная ставка за перевозку одной тонны i-го груза или линии;

Ni - прогнозный спрос на перевозку i-го груза по доходной ставке di;

d1i, d2i… - возможные доходные ставки за перевозку одной тонны i-го груза в плановом периоде (навигации) по определенному направлению, руб.;

А1i, A2i… - прогнозный объем спроса i-го груза в плановом периоде по ставкам d1i, d2i … соответственно.

Эксплуатационные расходы на перевозку груза включают прямые затраты на топливо, портовые и навигационные сборы, заработную плату плавсостава и отчисления на социальное страхование, ремонт, КОФ, амортизацию судов и другие, а также косвенные расходы - долю затрат на управление судоходной компанией .

Для управления затратами необходимо их классифицировать по отношению к изменению объема перевозок грузов на постоянные и переменные. К переменным расходам можно отнести расходы на топливо, дисбуртсменты, навигационные сборы, переменную часть заработной платы плавсостава и отчисления на социальное страхование, рацион бесплатного питания, смазочные и навигационные материалы, электроэнергию, командировочные расходы, комплексное обслуживание флота, услуги судовой связи. К постоянным расходам можно отнести постоянную часть заработной платы плавсостава с отчислениями на социальное страхование, услуги государственных контролирующих органов, амортизацию судна и инвентаря, страхование судна, аренду судна, ремонт судов. Также к постоянным расходам относятся косвенные расходы по содержанию и управлению судоходной компанией .

Удельные переменные затраты на перевозку 1 тонны i-го груза определяется по формуле:

, (5)

ЭРперем - переменные эксплуатационные расходы;

k - статьи переменных расходов.

Рассмотрим метод прогнозирования доходов, расходов и рентабельности грузовых перевозок ОВВТ. При прогнозировании расходов будем исходить из значения удельных переменных затрат по каждому направлению перевозки и величины постоянных затрат.

Предполагая, что прогнозная кривая спроса (зависимость объема спроса от цены) является линейной функцией вида :

Построим функцию спроса для каждого направления (линии) перевозки грузов:

(9)

Тогда зависимость доходной ставки от объема спроса будет иметь вид:

С учетом принятых обозначений, определим валовую выручку-брутто в плановом периоде:

, (11)

Gi = min {Gпр i, Ni},

Gi - объем перевозимого i-го груза,

Gпр i - провозная способность флота по i-му грузу.

Величину эксплуатационных расходов на перевозку груза можно выразить следующей формулой:

(12)

Переменные расходы находятся по формуле:

, (13)

Si - удельные переменные затраты на перевозку 1 тонны груза,

m - количество направлений (линий).

Имея прогнозные значения доходов компании и его затрат, определим валовой финансовый результат (ФР):

(14)

Тогда налогооблагаемая прибыль (П) определяется как:

(15)

а, рентабельность (R):

(16)

Задачу по управлению доходами и расходами можно сформулировать в виде следующей модели: найти показатели {Gi*}, {xi*}, обеспечивающие максимальное значение прибыли, при ограничениях:

  • объём перевозок по каждому виду груза должен быть неотрицательным числом: Gi≥0;
  • доходная ставка на перевозку груза не должна быть меньше удельных переменных затрат на перевозку 1 тонны: хi > Si;
  • рентабельность перевозок не должна быть меньше желаемого уровня рентабельности: R ≥ Rо.

Сформулированная задача является задачей нелинейного математического программирования, решить которую можно с использованием программного продукта MS Excel, имеющего в составе математического обеспечения надстройку "Поиск решения" .

Для иллюстрации предлагаемой методики рассчитаем уровень доходов и расходов при заданной рентабельности для получения максимальной прибыли при следующих исходных данных (таблица 1).

Таблица 1

Исходные данные

Расходы на управление и обслуживание судоходной компании предполагаются равными 20 млн руб.

Результаты расчета:

При заданной рентабельности 15 % оптимальная доходная ставка на соль поваренную 247 руб./т, оптимальный объем перевозки - 382195 т; оптимальная доходная ставка на металлолом 438 руб./т, оптимальный объем перевозки 613750 т. Прибыль от перевозки грузов в целом составит 47431 тыс. руб.

Таким образом, предлагаемая модель позволяет проводить экономическое обоснование доходов и расходов и оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Рецензенты:

Вайсблат Борис Исаевич, профессор, д-р техн. наук, профессор кафедры венчурного менеджмента Нижегородского филиала научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Нижний Новгород.

Макарова Лариса Григорьевна, профессор, д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Нижегородского филиала научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Почекаева О.В. ОБОСНОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАНОВОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9301 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения го­сударством и органами местного самоуправления своих функций.

Организация системы доходов бюджета базируется на следу­ющих определенных принципах:

1) Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспе­чивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления. Прин­цип достаточности достигается двумя метода­ми: путем сокращения расходных обязательств органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и регулирующих) в соответствии с текущими или прогнозируе­мыми потребностями.

2) Принцип стабильности доходов бюджета. Нормативные ак­ты, определяющие формирование бюджетных доходов (налого­вое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирую­щие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны ус­танавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабиль­ность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закрепленных на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом.

3) Принцип относительной автономности до­ходов бюджета каждого уровня. Базируется на четком, установ­ленном на длительный срок разграничении полномочий в облас­ти доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закреплен­ными за бюджетом конкретного уровня расходами должны зак­репляться и его доходы в объеме, достаточном для их покрытия.

4) Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. Заключается в установ­лении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое наиболее целесооб­разно в конкретной экономической ситуации.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ).

Решающую роль в доходах бюджета играют налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством РФ, федераль­ные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, возникшие в результате налоговых правоотношений. Основным источником налоговых доходов являются вновь соз­данная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспре­деления уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Неналоговые доходы по сравнению с налоговыми име­ют ряд отличий:

Механизм их установления, исчисления и взимания опреде­ляется соответствующими законодательными актами: о порядке использования и приватизации государственного и муниципаль­ного имущества, Гражданским кодексом РФ, Уголовным ко­дексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушени­ях и др.;

Они могут носить как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на при­нудительной и добровольной основе;

Основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, характерных для налоговых платежей;

Большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными дохо­дами.

Основными видами неналоговых доходов являются:

Доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности: полученная арендная плата за сдачу имущества во временное пользование и/или владение; средства от передачи имущества под залог и в до­верительное управление; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; дивиденды по акци­ям, принадлежащим органам государственной власти и органам МСУ; часть прибыли государственных и му­ниципальных унитарных предприятий и т.п.;

Доходы от платных услуг, оказываемых органами государ­ственной власти и органами местного самоуправления;

Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения иму­щества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

Средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, посту­пившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федера­ции, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные сум­мы принудительного изъятия;

Прочие неналоговые доходы.

В соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса РФ безвозмездные перечис­ления включают: поступления в виде финансовой помощи, полу­ченные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ в форме дотаций и субсидий; субвенции из федерального фонда компен­саций и/или из региональных фондов компенсаций; безвозмезд­но полученные средства от физических и юридических лиц, меж­дународных организаций и правительств иностранных госу­дарств и др.

Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в составе доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, их формирование и использование осуществляется в особом порядке и определяется еже­годно соответствующими законами и нормативными правовыми актами.

В целом, все доходы бюджета можно классифицировать в соответствии со следующими признаками:

1. По методу взимания все доходы бюджета делятся на налого­вые и неналоговые.

2. В зависимости от государственного устройства страны раз­личают доходы федерального бюджета, доходы бюдже­тов членов федерации и доходы местных бюджетов.

3. По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения.

4. По юридическому основанию взимания доходов в бюджет разли­чают обязательные и добровольные платежи.

5. По праву собственности государства на аккумулируемые в бюд­жет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования.

Формирование доходов бюджетов различных уровней бюд­жетной системы РФ имеет свои особенности.

Цель планировании Д закл-ся в определении их оптимальной величины, необходимой для возмещения текущих затрат и максимизации прибыли на основе проведения многовариантных расчетов.

Задачи: обоснование торговой надбавки на товары социального значения, а также по которым повышается спрос уровень надбавки должен быть ниже:

Расчет необходимого размера запасов фин. устойчивости; -повышение уровня доходности;

Для экономического обоснования доходов используется следующая инф-я:

Запланированный объем т/об по организации и отдельным товарным группам;

Запланированный размер издержек обращения и прибыли; -размер торговой надбавки;

Действие ставки налогов (НДС);-сведения о поставщиках товара; -материалы анализа доходов за предыдущий периоды и выявление резервов их увеличения.

Планирование Д.может осуществляться разными методами:

    метод прямого счета Д. определяется на основе запланированных показателей ИО и Прибыли.

Д=ИОпл+Ппл+НДСпл,

Yдпл=Yио.пл+Yп.пл+Yндс.пл,

Дпл=д.пл+Тпл/100;

    метод оптимизационных моделей - планируемый уровень доходов определяется как лучший вариант из нескольких возможных при различных вариантах оборота, прибыли, издержек и соотношения уд. веса продукции и продовольственных товаров.

    метод экстраполяции с использованием коэф. эластичности применяемом в стабильном условиях развития учитывая сложившуюся зависимость изменений дохода от изменения оборота в отчетном периоде.

Кэ=ТпрД/ТпрТО

Характеризует прирост дох. На 1 % прироста оборота в базисном периоде.

    опытно-статистический на основе отчетных данных и расчит. влияние факторов происход. корректировки дох.

Дпл=Дотч+-Д(ТО)+-Д(УД)+-Д(П)

    метод технико-экономич. расчетов предусматривает расчет дох. по тов. группам исходя из структуры обор, и размера торговой надбавки в планир периоде.

При расчете дох.след иметь ввиду что Т/О учит в розничных ценах.

Д=ТОпл*YТНпл/10О+YТН.пл

При поступлении тов. от разных поставщиков опред. уровень торговой надбавки по ср. взвешанной=Утн1*Д1+Утн2*Д2/100

Д=поступление*ур.торгов.надб./100-при поступлении В процессе планирования любым из методов при выборе оптим. величины дох. нужно рассчитать крит. величину дох. и залог финн, прочности в сумме % критической величины дох. за счет которого покрывается только затраты предприятия

ЗФП=Дпл.-Дкрит.

ЗФП=Допт-Дкр./Допт* 100. Основные пути увеличения доходов

1 .совершенствования сбытое и закупочной деятельности за счет выхода на новый рынок сбыта.анализа конкурентоспособен, устранение залежалого товара.

      совершенствование кред. политики (система скидок)

      повышение уровня торгового обслуживания за счет гибкой ценовой политики

      формирование ед. маркетинговой стратегии отвечающей современной ситуации на рынке

11. Модель формирования прибыли в торговле и общественном питании (оп), система показателей рентабельности.

Прибыль (П) - выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал, характеризует вознаграждение за риск, осуществляемый предпринимательской деятельности, разница между совокупным доходом и совокупными затратами.

П обладает стимулирующей функцией, главная цель и побуждающий мотив финансово-хозяйственной деятельности Направление использования П

II является источником формирования Д бюджетов различных форм П основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов обеспечивающих развития предприятия

П главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия, часть П направленная на накопление, создает условие для пополнения чистых активов организации

П важный источник удовлетворения социальных потребностей коллектива (обучение и соц. пакет)

II защитный механизм от банкротства (бывает банкротство и при П, если высока сумма заемных средств)

П позволяет увеличивать высоко ликвидные активы, уменьшая низко заемные средства, создает резервы финансовых средств.

В современных условиях различают бухгалтерскую и экономическую прибыль

Бухгалтерская (валовая) = Д - ИО (явные ИО в бухгалтерской отчетности)

Экономическая = Д - экономические ИО

Экономическая П меньше бухгалтерской на величину затрат не учитывающей в составе ИО.

П от реализации товаров - представляет собой результат от основной торговой деятельности и определяется как разница между Д и ИО

П от внереализационной деятельности - отражается в отчетности в виде сальдо между Д и понесенными расходами по данным операциям.

Результат от инвестиций частично отражаются в П от реализации в виде Д от участия в совместных организациях, от ценных бумаг и частично в П от реализации имущества.

П от финансовой деятельности - формируется с использованием собственного и заемного капитала.

П до налогооблажения - результат от всех видов деятельности предприятия = Пр+Пр.дох.-Пр.расх.

Чистая П - П скорректированная на величину налоговых обязательств. Налогооблагаемая П - часть П, которая в соответствии с НК РФ подлежит налогооблажению.

Номинальная П - фактически полученная П. Реальная П - разность между номинальной П и скорректированной на размер инфляции.

Минимальная П - П после уплаты налогов, обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал = средней % ставки банка по депозитам сложившимися за отчетный год.

Целевая П - П после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия в его социальном развитии.

Максимальная П - цель любого предприятия, ориентирование на достижение определенного притока денежных средств в определенный период.

Для оценки эффективности работы торгового предприятия не достаточно одного показателя П, поскольку наличие П не означает, что предприятие работает эффективно. Многие торговые предприятия получившие одинаковую П имеют разные затраты, имеют разный ТО, для определения эффективности необходимо использовать относительный показатель - рентабельность (R).

R - % отношение суммы полученной П к базе расчета: объема оборота, ИО, средней стоимости основных и оборотных средств, ФОТ и пр.

Показатели R.

R оборота (продаж) Минимальный для торговли 7-8% к обороту.

Rто =П/ТО х100

Если речь идет о рознице, то ТО розницы, если об опте, то ТО опта. R ИО - позволяет определить эффективность и их окупаемость

Rио=П/ТО*100 величина П на 100 руб. ИО чем выше, тем выше деятельность.

Ресурсорентабельность Rp=П/(ОФ+ОС+ФЗП)*100 размер П на100 руб. ресурсов.

Эффективность П позволяет оценить долю чистой П в доходах от ЧП реализации Эп=ЧП/Д*100 Каждый из вышеперечисленных показателей следует использовать в

совокупности с другими показателями R т.к. отдельный показатель R не дает полного представления о хозяйственной деятельности предприятия.

Следует сопоставить темпы роста прибыли и активы предприятия.

Методика расчета R основана на применении показателя П от реализации, ЧП и П до налогообложен

"

Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными. Экономическая обоснованность расходов (дорогой ноутбук для директора).

Вопрос: подскажите мне аргументы какую-нибудь судебную практику для беседы с директором в вопросе доначисления налога на прибыль при признании необоснованных расходов,например,мы торговая организация покупаем ноутбук за 130 000 руб. для директора,я считаю,что не могу принять к расходам эту покупку,директор утверждает,что могу,как Вы считаете?Вообще предельная сумма расходов вот таких единичных как-то связана с оборотом компании,директор считает,что мы крупные и нам все можно?Простите за текст,передаю дословно.

Ответ: Двумя основными критериями, по которым оценивается возможность учета определенных затрат в составе налоговых расходов являются их документальное подтверждение и экономическая обоснованность.

То есть, в описанной Вами ситуации, если ноутбук приобретается организацией (первичные расходные документы от поставщика имеются в наличии и они оформлены на организацию) и будет использоваться директором для служебных целей (находится на его рабочем месте, в ноутбуке ведется оформление деловых документов, установлены служебные программы для работы и пр.), то затраты на его приобретение возможно учитывать в составе налоговых расходов как экономически обоснованные и в том случае, если техника достаточно дорогая. Обосновать же приобретение более дорогого варианта техники возможно его более высокими производственными характеристиками, более продолжительным сроком эксплуатации и т. д.

Однако если фактически дорогостоящая техника, оборудование приобретаются для личных нужд руководства, и это может быть легко установлено при проверке (ноутбук находится дома у директора, на нем находятся только документы и программы личного характера, никак не связанные с производственным процессом и т.д.), то при проверке затраты на приобретение ноутбука однозначно снимут из состава налоговых расходов.

Законом не установлено каких-либо предельных величин расходов в зависимости от получаемых доходов (оборотов). Однако при проверке могут вызвать подозрение и дополнительные меры контроля следующие факты:

Высокая доля косвенных, общехозяйственных расходов (расходов на содержание административно-управленческого аппарата) при небольшой прибыли или даже при убыточной деятельности;

Приобретение оборудования, услуг и пр. по более высокой цене при наличии на рынке аналогичных более дешевых вариантов;

Приобретение имущества, услуг, которые напрямую никак не связаны с производственной деятельностью организации.

Также не допускается учет абсолютно всех расходов только потому, что организация является крупным предприятием. В любом случае экономическая обоснованность затрат (как крупных, так и небольших, как на малом предприятии, так и в крупной организации) должна быть обоснована.

Обоснование

Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными

Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»

Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.

Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729 . В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.

Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:
- наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
- направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08 , Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П , постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585 , Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201 , Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
- связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012 , Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);
- соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012 , Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008).

ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 , подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96 , от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.

Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.

В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью - сэкономить на налоге на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде экономии на налоге на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 .

Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, организация должна четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах организации (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.).

Например, приобретение для организации легко запоминающихся телефонных номеров оформите приказом руководителя .

Ситуация: кто должен доказывать экономическую обоснованность расходов при расчете налога на прибыль

Доказать, что расходы экономически необоснованны, должна налоговая инспекция. Это следует из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Такая точка зрения подтверждается письмами Минфина России

Потребительские общества и другие хозяйствующие субъекты по аналогии с другими показателями финансовых результатов самостоятельно планируют доходы на планируемый период (год, кварталы, месяцы). Плановые расчеты доходов имеют большое значение для экономического обоснования ценовой стратегии и прибыли предприятий торговли и питания.

Основанием для планирования доходов являются:

  • - намечаемые плановые показатели оборота по реализации товаров в целом, по видам и группам;
  • - проектируемые показатели расходов предприятий торговли и питания;
  • - размер установленного налога на добавленную стоимость по товарным группам;
  • - прогнозируемые размеры торговых надбавок и наценок;
  • - материалы анализа доходов от реализации товаров, операционных и нереализационных доходов за предыдущие периоды.

В процессе плановых расчетов доходов могут быть при необходимости внесены коррективы в ранее намеченные показатели деятельности потребительского общества (торговый оборот, численность работников и оплата их труда, расходы, надбавки и наценка и т. п.). Этим обеспечиваются необходимые согласованность и взаимная увязка между всеми показателями хозяйственно-финансовой деятельности.

Экономическое обоснование производится по каждому виду доходов в отдельности. Основное внимание уделяется планированию доходов от обычной деятельности.

Первый подход носит целевой характер. Необходимая сумма доходов на планируемый период определяется на основе проектируемых показателей издержек обращения и прибыли от реализации товаров (табл. 10.6).

Итак, проектируемый уровень доходов (23,49% к обороту) ниже отчетного года на 0,54% к обороту. Такой результат объясняется намечаемым сокращением в планируемом году уровня Издержек обращения и позволит кооперативу для повышения Конкурентоспособности снизить размеры торговых надбавок по отдельным группам товаров.

Второй подход носит как бы ресурсный характер. В качестве ресурсов для формирования доходов принимаются прогнозируемые показатели оборота по реализации отдельных товаров и размеры торговых надбавок. Этот подход предполагает дифференциацию величины надбавок по товарным группам.

Таблица 6. Расчет необходимой суммы доходов от реализации товаров на планируемый год по потребительскому обществу

Третий подход базируется на материалах критической оценки результатов анализа доходов за предшествующие периоды t (опытно-аналитический, экономико-статистический методы и т. п.). Использование этих методов имеет серьезные недостатки. Определение уровня доходов на планируемый период на основе средних показателей его изменения за ряд предыдущих лет или его выравнивание по методу скользящей средней не позволяют учитывать особенности формирования доходов от реализации товаров. В условиях динамично меняющейся рыночной обстановки торговые организации оперативно и часто корректируют ценовую стратегию, что оказывает значительное влияние на уровень доходов. При анализе трудно выявить какие-либо устойчивые тенденции изменения уровня доходов, которые позволили бы их учесть при планировании доходов на предстоящий период без глубокого изучения конкретных факторов, под влиянием которых эти тенденции сложились.

Методика расчета основных видов операционных доходов:

  • 1. Доходы от арендных платежей устанавливаются на основе заключенных договоров, в которых отражается площадь передаваемых в аренду помещений, размер арендной платы и условия расчетов. Целесообразно предусмотреть использование помещений потребительского общества по прямому назначению, что позволит увеличить его доходы по обычным видам деятельности.
  • 2. Доходы от продажи ненужного имущества выявляются по данным технической службы потребительского общества о намечаемом движении основных фондов в планируемом периоде, степени их износа и прогнозируемой рыночной цены подлежащего к реализации имущества.
  • 3. Прибыль от совместной деятельности намечается на основе соответствующих договоров в зависимости от суммы и величины рентабельности этих вложений.
  • 4. Доходы от операций с ценными бумагами устанавливаются по данным финансовой службы о намечаемом движении этих средств в планируемом периоде и прогнозируемом уровне доходов.
  • 5. Доходы от предоставления заемных средств юридическим и физическим лицам определяются на основе заключенных договоров займа, в которых отражаются сумма этих средств и процентные ставки.

В процессе проведения плановых расчетов доходов от финансовых операций можно исходить и из учетной ставки рефинансирования Центрального банка РФ, которая в последние годы имеет тенденцию к снижению.

Не все виды внереализационных доходов поддаются экономическому обоснованию на предстоящие периоды. Не так просто заранее предусмотреть нарушение партнерами своих обязательств, а следовательно, поступление штрафных санкций.

Доходы от списания кредиторской задолженности могут быть предусмотрены только в том случае, если в планируемом периоде истекают сроки ее давности.

Доходы от положительной курсовой разницы могут быть рассчитаны на основе намечаемых данных о движении средств на валютных счетах по мере изменения внешнеторговых операций и прогнозируемом Правительством РФ курсе иностранной валюты в планируемом году (отражается при разработке государственного бюджета страны). В планируемом году по потребительскому обществу такие доходы отсутствуют в связи с осуществляемыми мероприятиями по снижению курсов иностранной валюты.

Доходы от возможной дооценки стоимости материальных запасов могут быть определены на основе данных о движении этих запасов и прогнозируемом индексе цен в планируемом периоде. В нашем примере они составят 50 тыс. руб.

В сводном виде сумма валовых доходов потребительского общества в планируемом году отражена в табл. 7.

Таблица 7 Валовые доходы розничной торговли потребительского общества на планируемый год

По данным разработочной таблицы 7 можно судить о намечаемом улучшении состава валовых доходов кооператива в планируемом году. Наибольшие темпы роста установлены от реализации товаров. Снижение доли дополнительных доходов предусмотрено в связи с сокращением в предстоящем периоде сдаваемых в аренду объектов недвижимости, отсутствием просроченной кредиторской задолженности и положительных курсовых разниц, укреплением коммерческих отношений с поставщиками товаров. Вместе с тем рост капитальных вложений позволяет увеличить доходы от реализации некоторых основных фондов.

Для экономического обоснования плана доходов предприятий питания учитывается установленный размер наценки по видам оборота. Он зависит от уровня расходов, намечаемого уровня прибыли и ставки НДС.

Экономическое обоснование доходов предприятий торговли производится на основе многовариантных плановых расчетов.

Наиболее распространенным методом является расчет планируемых доходов по видам оборота, уровень которых резко различается с учетом расходоемкости оборота по собственной продукции и покупным товарам (табл. 8).

Таблица 8 Расчет доходов предприятий питания потребительского общества на планируемый год

Размер наценки в табл. 8 (кол. 6) рассчитан по реализации

  • - собственной продукции - 60% (37,44% х 100%) / 62,56 %
  • - покупных товаров - 19 % (16% х 100%) / 84%

В этом примере рассчитанные наценки предназначены для возмещения расходов и получения предприятиями прибыли. Потребительское общество по этому виду деятельности не является плательщиком в бюджет налога на добавленную стоимость.

Основные пути повышения доходности предприятий торговли:

  • - уменьшение количества посредников на пути продвижения сырья и товаров от производства до розничной торговой сети, в частности увеличение ресурсов, формируемых на предприятиях потребительской кооперации;
  • - развитие сервисных услуг, оказываемых покупателям и посетителям;
  • - разработка и осуществление обоснованной ценовой политики и стратегии;
  • - улучшение структуры оборота предприятий торговли в соответствии с меняющимися потребительскими предпочтениями;
  • - изыскание дополнительных доходов путем обновления материально-технической базы, улучшения деятельности коммерческой, расчетно-платежной и финансовой служб и др.