План конспект урока «профессиональная карьера. Методическая разработка открытого занятия на тему "выбор и планирование карьеры в бизнесе" Просмотр содержимого презентации «План заняия»

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
- Мне все равно… - сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.

Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»

Сформулировав, куда вы хотите попасть, надо определить, с чего начать, то есть проанализировать свои возможности достижения поставленной цели.

В первой четверти вы изучали особенности своей самооценки, нервной системы, мышления, внимания, памяти. Результаты одних тестов вас радовали, других - огорчали. Узнавать себя - не только интересная, но и трудная работа. Благодаря этой работе вам удалось поближе познакомиться с самим собой, узнать свои сильные и слабые стороны.

Во второй четверти вы знакомились с миром профессий - различными подходами и классификациями, содержанием различных профессий, требованиями профессии к человеку, уточняли свои профессиональные интересы. При ближайшем рассмотрении одни профессии оказались не такими привлекательными, как раньше, а другие, наоборот, вызвали интерес.

В третьей четверти вы встретились с такими новыми для вас понятиями, как «способности», «профессиональная пригодность», «призвание», проверили свои способности к различным видам деятельности, узнали о возможных стратегиях поведения в конфликтных ситуациях. Эта информация сузила поле вашего выбора.

В четвертой четверти мы говорили о роли мотивов и потребностей в жизни человека, учились на чужих ошибках, анализировали рынок труда и образовательных услуг, приобретали навыки самопрезентации и учились планировать профессиональную карьеру.

Выполняя тесты, вы узнавали особенности своей нервной системы, мышления и поведения в некоторых ситуациях, свои интересы и профессиональные склонности. Читая о жизни незаурядных людей, вы невольно сравнивали себя с ними. Знакомясь с основами психологических знаний и мыслями мудрых людей, вы задумывались о сложности человеческой личности и человеческих отношений.

И все это - для того, чтобы правильно выбрать профессию.

В бизнесе используется метод, который называется «аудит исходного состояния», или SWOT-анализ - по начальным буквам английских слов Strengths (Сила), Weaknesses (Слабость), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы). Попробуем применить этот метод, чтобы обобщить и проанализировать полученную информацию для планирования профессиональной карьеры.

    Задание №1. «За» и «против».

Заполните таблицу, учитывая, что достоинства и недостатки - это внутренние факторы, которые зависят от вас, а возможности и препятствия - внешние, которые от вас не зависят.

Достоинства Недостатки
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
Возможности Препятствия
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
    Достоинства - это личностные качества, склонности, способности, знания и умения, которые помогут вам в достижении поставленных целей.

    Недостатки - это вредные привычки, отсутствие опыта, знаний и навыков, которые могут затруднить достижение поставленных целей.

    Одни и те же качества могут рассматриваться и как сильные, и как слабые - например, молодость и зрелость, авантюризм и осторожность.

    Возможности - это благоприятные внешние условия.

    Препятствия - неблагоприятные внешние условия.

К внешним условиям можно отнести ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие или отсутствие друзей и единомышленников и пр.

Взвесьте все «за» и «против», чтобы принять окончательное решение о своей профессиональной карьере.


«Клуб двух процентов» (Н.Хилл)

  1. Большинство людей всю жизнь о чем-нибудь мечтает. Эти мечты мимолетны, как ветер. У них не хватает энергии и сил самим формировать свою судьбу. Таких людей примерно 70%.
  2. Гораздо меньше тех, кто превращает свои мечты в страстные желания. Они постоянно хотят чего-то одного, но ничего не предпринимают, чтобы осуществить свои желания. Они составляют примерно 10% от общего числа.
  3. Еще меньше тех, кто превращает свои желания в надежды. Такие люди время от времени размышляют над тем, что они могли бы предпринять, чтобы осуществить их. Я считаю, таких людей примерно 8%.
  4. Люди, которые смогли поверить в осуществление своих желаний, составляют 6%.
  5. Совсем мало тех, кто дал своим желаниям, надеждам превратиться в навязчивую идею, а потом в веру. Их примерно 4%.
  6. И, наконец, речь пойдет о тех, кто весь поглощен своей идеей, кто выработал конкретный план ее осуществления и отдал всего себя, чтобы претворить его в жизнь. В эту группу входит только 2% населения. Заметим, что это не значит, что именно эти 2% счастливы и довольны своей жизнью. Просто они выбрали этот путь и прошли его до конца.
    Задание №2. (домашнее).

Подготовьте десятиминутное выступление на тему «Моя будущая профессия». В докладе должна быть отражена информация, полученная в ходе самодиагностики, изучения профессий, требований рынка труда и возможностей получения профессионального образования. Постарайтесь сделать свой рассказ эмоциональным и образным.

Урок разработан в рамках учебного курса «Основы построения карьеры»

Контингент: обучающиеся 10-х классов.

Цель: создание условий для активизации процессов самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся с помощью моделирования и проектирования профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. познакомить с понятием «профессиональная карьера», видами и моделями карьеры;
  2. определить ведущую карьерную ориентацию;
  3. создать условия для вовлечения обучающихся в процесс саморазвития;
  4. создать условия для развития стремления обучающихся в достижении определенных успехов в профессиональной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, объяснение, самодиагностика.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.

  1. Объяснение нового материала.

Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также её самореализации является сознательное планирование карьеры. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть внешняя сторона карьеры - это последовательность занимаемых профессиональных позиций, а внутренняя сторона - это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней.

Карье́ра (итал. carriera — бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus — телега, повозка) — продвижение вверх по служебной лестнице.

В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков.

Должностной рост — изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.

Профессиональный рост — рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Виды карьеры.

Вертикальная карье ра предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера — вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением оплаты труда.

Ступенчатая карьера — вид карьеры — совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Модели деловой карьеры

На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:

«Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени. А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин — личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.

«Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам — включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.

«Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для японской модели, так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

«Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на американскую модель, характерна для совместных компаний.

  1. Закрепление материала. Работа с литературным источником.

(Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 1996. С. 24-25).

"Гуров инструктировал компьютерщика, а Крячко думал о том, какие дороги выбирает человек. Вот почему Лев Иванович Гуров - не генерал и не начальник главка, а лишь полковник и опер? На данный вопрос Крячко мог ответить с уверенностью: Гуров самолюбив, порой самовлюблен, но совершенно лишен тщеславия. Дорожит мнением лишь очень ограниченного круга людей, которые ценят человека не за звание и должность, а за профессионализм. За рюмкой Гуров порой болтает: мол, не способен подняться, так как не сможет наверху угождать и приспосабливаться, но это байки для недоразвитых. Ему бы не пришлось на верхнем этаже льстить и врать, такие, как Гуров, везде нужны, терпели бы грешника с его прямотой и другими прибабахами. Он не желает подниматься, так как потеряет свободу, перестанет быть незаменимым. Любого генерала, любого министра можно заменить, никто не заметит. А старшего опера - "важняка" Гурова заменить нельзя, как невозможно заменить певца экстра - класса или первую скрипку в оркестре. Можно одного выгнать и взять другого, только все будут знать, что это не замена, а подмена, фальсификация. Таким образом, Крячко прекрасно понимал, что Гуров не хочет идти на повышение не из-за боязни с работой не справиться и уж совсем не от скромности, которой не страдал совершенно, а потому что уникальный специалист, будь то водопроводчик или зубной врач, не подчиняется никому. Он свободен. Такого положения в конторе, когда никто - ни министр, ни президент, не могли ему приказывать и коли желали воспользоваться его услугами, так могли лишь сделать предложение, а то и попросить, - может достичь лишь специалист экстра -класса".

Вопросы для обсуждения:

1.Какой тип карьеры - вертикальная или горизонтальная - представлен в отрывке? Каковы преимущества и недостатки данного типа карьеры?

2.Какие цели можно реализовать в данной карьерной стратегии?

3. Какие ценности могут лежать в основе такого карьерного движения?

  1. Практическая работа- самодиагностика.

Для того чтобы определить свою профессиональную ориентацию, предлагаю вам ответить на 41 вопрос по 10-ти балльной шкале. 1 балл, если для вас это совершенно не важно или совсем не согласен, 10 баллов, если, очень важно, полностью согласен. (См. приложение).

  1. Домашнее задание (на выбор):

Составь план профессиональной карьеры.
Разработать эмблему: «Моя карьера»

Используемая литература:

  1. Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 1996. С. 24-25
  2. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г.Никифорова, М.Дмитриевой, В. Снеткова. - СПб.: Питер, 2001.
  3. Технология, Твоя профессиональная карьера, 8-9 класс, Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В., 2010.
  4. Учебник. - 5-е изд. - Под ред. Чистяковой С.Н. - М.: Просвещение, 2010. -159 с.
  5. Интернет-ресурсы:
  • http://moeobrazovanie.ru/data/lessons/guilmanov_rumil.zip
  • http://www.kariera.by/post-416/
  • http://psyfactor.org/personal/personal10-06.htm
  • http://pspu.ru/career/slovarcaryery
  • http://bein.3dn.ru/publ/slovar_spravochnik/k/karera_professionalnaja/48-1-0-312
  • http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LEONOV_Nikolay_Ivanovich_(pisatel")/_Leonov_N.I..html
Разработка учителя технологии Фатыхов Р Р

Цели урока: 1. Развитие системы технологических знаний.

2. Совершенствование умения применять ИКТ в практических целях.

3. Уточнение профессиональных и жизненных планов в современных

условиях рынка труда.

4. Воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств

личности.

Тип урока: урок-импровизация с использованием ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, программное обеспечение,

экран, схемы, таблицы, тесты, инструкционные карты, методические

ХОД УРОКА.

I.Оргмомент.

Инструктаж по охране труда (плакаты, инструкции) .

II. Повторение изученного материала.

На прошлом занятии мы познакомились с понятием «профессиональное становление», основными его этапами и результатами каждого из них. Узнали, что означает понятие «карьера», вертикальная и горизонтальная карьера.

(фронтальный опрос)

Дайте определение понятия карьера.

Что такое профессиональная карьера?

В чем сущность вертикальной карьеры?

Что необходимо человеку для продвижения в горизонтальной карьере?

Соотнесите понятия и соответствующие им определения. (проецирование на экран через мультимедийный проектор).

Понятия

А.Профессиональное становление

Б.Профессиональная компетентность

В.Профессиональное творчество

Г.Профессиональное мастерство

Д.Профессиональная мобильность

Е.Профессиональная карьера

1.Наивысший уровень овладения профессиональной деятельностью.

2.Способность быстро осваивать профессиональные новшества и новые специальности.

3.Создание человеком нового, неповторимого в процессе профессиональной деятельности с целью ее совершенствования.

4.Уровень мастерства, которого достигает человек на пути профессионального совершенствования.

5.Активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

6. Процесс накопления опыта практической деятельности, профессионального совершенствования и приобретения мастерства.

III. Изучение нового материала.

Вы сейчас увидели, что профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

Чтобы достичь в профессии определенных высот, необходимо прежде всего эту профессию правильно выбрать. Сегодня мы с вами подробно разберем из чего складывается выбор человека, что такое варианты выбора? Что такое факторы выбора и как они влияют на выбор.

При выборе профессии важно учитывать:

    личностные желания, склонности и интересы – «хочу»;

    личностные возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья – «могу»;

    потребности рынка труда в кадрах – «надо».

(проецирование на экран схемы оптимального выбора профессии)

SHAPE \* MERGEFORMAT

ХОЧУ

НАДО

МОГУ

Как видно из схемы, зона оптимального выбора профессии будет расширяться при соблюдении всех трех условий правильного профессионального выбора.

Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

(проецирование на экран таблицы «Мотивы выбора профессии»)

Мотивы

Социальные

Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности

Моральные

Стремление к совершенствованию своего духовного мира, развитию нравственных качеств

Эстетические

Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии

Познавательные

Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда

Творческие

Стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества

Материальные

Стремление получать материальные блага

Престижные

Стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое карьерное продвижение

Связанные с содержанием труда

Знание процессов труда, направленность на умственный и физический труд

Утилитарные

Желание руководить людьми, стремление к беззаботной жизни

Мотивы профессионального самоопределения у каждого человека различные. Важно, чтобы они были направлены на укрепление своего Отечества, творческую деятельность, разрешение социальных проблем. Кого-то привлекает содержание и процесс труда в той или иной профессии, других – возможность реализовать свой интеллектуальный и физический потенциал, а третьих – передавать красоту родного края и т.д. главное – приносить пользу людям, стране, реализовать свои возможности, получать физическое, интеллектуальное и духовное удовлетворение от результатов труда.

Как вы видите, мотивы человеческой деятельности чрезвычайно разнообразны, поскольку вытекают из различных потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет и тем большее удовлетворение может получить от труда.

Мотивация выбора профессии определяется многими условиями, влиянием различных факторов и людей.

(проецирование на экран схемы «Влияние на выбор профессии»)

SHAPE \* MERGEFORMAT

ЛИЧ-НОСТЬ

РОДИТЕЛИ

УЧИТЕЛЯ

ПРОИЗВДСТВЕН-НИКИ

РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ

КИНО

ДРУЗЬЯ

КНИГИ

ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ

Но тем не менее активность личности должна играть ведущую роль в выборе профессии и планировании своей профессиональной карьеры.

Успех профессиональной карьеры зависит от многих факторов: личностных, служебно-производственных, социально-экономических. Эту зависимость можно представить в виде таблицы.

(проецирование на экран таблицы факторов)

Группы факторов

Содержание

Личностные

Профессиональное самоопределение, уровень притязаний, призвание, пол, возраст, образование, профессиональная компетентность, стаж работы, мастерство

Служебно-производственные

Отрасль, продукция, территориальное расположение, рентабельность, масштабы предприятия, производственные функции

Социально-экономические

Спрос и предложение на рынке труда, конъюнктура, уровень оплаты труда, материальное стимулирование, социальная защита

Но прежде всего в профессиональной карьере следует опираться на свои способности и возможности. Например, карьера предпринимателя возможна для тех, кто не боится риска и ответственности за взятое на себя дело. Для других вполне подойдет карьера служащего, хотя и она не исключает профессионального роста и не сводится только к отбыванию на службе положенного времени. В любой карьере существует фактор риска, но риск не страшен для тех, кто полагается на себя и верит в свои возможности. Профессиональную карьеру можно и нужно планировать для этого можно использовать эту опорную схему.

(проецируется на экран схема размышления)

SHAPE \* MERGEFORMAT

Возможности освоения профессии

Оплата труда, возможности профессионального роста

Медицинские противопоказания

Соответствие психофизиоло- гических качеств требованиям профессии

Интересы и наклонности личности

Личное желание

Потребности общества в кадрах и рынок труда

Традиции семьи

Факторы, влияющие на выбор профессии.

Отсюда следует, что на профессиональную карьеру окажут влияние много факторов, из которых несколько окажутся решающими. Критериями выбора профессии и профессиональной карьеры могут быть следующие: (выдвигаются учениками, записываются на доске и в тетради)

    Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личностным и психофизиологическим характеристикам.

    Необходима доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость).

    Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать материальным возможностям семьи.

    Востребованность профессии на рынке труда.

IV. Практическая часть.

1. Компьютерное тестирование.

Планирование профессиональной карьеры зависит от притязаний человека. Жизненный и профессиональный успех по разному оценивается людьми с разными ценностными ориентациями и представителями различных профессиональных групп (реалистической, социальной, интеллектуальной, артистической, предпринимательской, конвенциональной) К какой из них вы можете себя отнести, предлагаю выяснить при помощи компьютерного тестирования. Вам предлагается тест Холланда, который поможет вам определить, в какой профессиональной среде вы можете достигнуть больших профессиональных успехов.

(компьютерное тестирование. Одновременно другие выполняют работу с таблицами факторов).

Итак, представим себе, что профессия не только правильно выбрана, но и получена. Теперь хотелось бы поговорить о факторах, затрудняющих поиск работы. (размышления учащихся).

2. Составление мини-резюме.

Способов поиска работы множество: через бюро по трудоустройству, кадровые агентства, знакомых, объявления в газетах, Интернет. Наверное, каждого из вас волнует вопрос – а какой же способ поиска работы является самым эффективным? На этот вопрос нет однозначного ответа – многое зависит от индивидуальной ситуации кандидата, его специальности, умений и навыков. Если у вас есть четкая цель – найти работу, которая бы вас устраивала – используйте для этого максимальное количество способов. Но, тем не менее, есть один очень эффективный способ. Это размещение различных вариантов резюме в различных изданиях, на специальных сайтах, отсылка резюме в интересующие вас организации. От того, насколько грамотно оно составлено, зависит количество и качество предложений работодателей. Давайте разберемся, о чем, что и как следует писать в мини-резюме.

(проецирование на экран с подробными комментариями, составление учащимися собственного резюме)

3. Деловая игра.

Итак, вы выбраны из множества кандидатов и приглашены на собеседование. Чтобы привлечь интерес работодателя, необходимо владеть технологией самопрезентации. Предлагаю провести деловую игру, в результате которой мы узнаем основные способы самопрезентации и правила ее осуществления.

(две пары учащихся готовятся к проведению игры с инструкциями, выданными преподавателями. В это время учитель знакомит остальных с правилами собеседования. Проводится игра и обсуждаются ее результаты, при которых определяются способы самопрезентации).

V. Заключительная часть.

Сегодня мы узнали очень многое о том, как можно планировать свою профессиональную карьеру. На что обратить внимание. В качестве домашнего задания предлагаю каждому из вас составить профессиональный план как основу для выполнения творческого проекта. В своей работе вы можете руководствоваться методическими рекомендациями (раздаются), материалами сайтов в Интернете, адреса на стенде, а так же материалами учебника (стр.181-184).

Тема: Профессиональная карьера

Контингент : обучающиеся 11-х классов.

Цели:

Обучающие:

Дать общее представление о профессиональной карьере, её видах и возможностях карьерного роста личности.

Учить излагать свои мысли и аргументировать их, развивать диалоговое общение.

Раскрыть личностное и социальное значение профессионального планирования своей карьеры.

Развивающие:

Развивать аналитические способности.

Формировать активную жизненную позицию и потребность в самовыражении.

Воспитательная:

Прививать чувство целеустремлённости, уверенности, стремление к достижению своей цели.

Тип урока : комбинированный.

Методы обучения : беседа, объяснение, самодиагностика, метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, групповая дискуссия, практическая работа, работа с учебником, демонстрация слайдов

Оборудование : проектор, ноутбук, презентация.

Основные понятия: карьера, карьеризм, профессиональная карьера, карьерный рост, призвание, мастерство.

Афоризмы и выражения:

« Всё в наших руках, поэтому не надо опускать руки»

Коко Шанель

« Карьера - хорошая вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь»

М. Монро

« Карьеризм - падение вверх»

Е. Лец – польский поэт

« Человек должен сам строить себе карьеру, иначе его удел- унылое и безрадостное существование на задворках чужого успеха»

« Создать самого себя - это труд, труд на всю жизнь»

I Мотивация к учебной деятельности.

1.Проблемные вопросы: (Зачем? Для чего это надо?)

Что даёт карьера человеку?

Как сделать карьеру?

Что влияет на выбор карьеры?

Зачем планировать свою карьеру?

Ответ на эти вопросы - основополагающие на нашем уроке. Ответив на них, мы определим личностную и социальную значимость карьерного роста в жизни.

II Актуализация знаний .

Каждому человеку свойственно желание, стремление к самоутверждению, уважение к себе как к личности, создание имиджа. А всё это невозможно без определённого успеха.

Ожегов: «Успех - удача в достижении чего- либо, хорошие результаты».

1 .Аутотренинг:

Мысленно вспомните о некоторых своих успехах, достижениях в различных видах деятельности и похвалите себя. Успех не проявляется сам по себе, он появляется в результате деятельности. Чем больше деятельность, тем выше результат, тем быстрее дорога к успеху, а, значит, и к карьере.

2.Анализ ситуации:

Притча « Бабочка»

Какую мудрость она несёт?

« В древности жил - был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: « Я поймаю бабочку и в закрытых руках принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мёртвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мёртвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошёл к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: « Всё в твоих руках».

Что же в наших руках? (жизнь, судьба)

– Человек – хозяин своей судьбы.

3.Составление логической цепочки

Из чего складывается судьба?

Жизнь – семья - работа – успех - карьера- благополучие.

Какой из афоризмов к уроку вы выберете в данном случае и почему?

(К. Шанель « Всё в наших руках, поэтому не надо опускать руки.»

Как вы это понимаете?

Почему мы начали разговор об успехе, а перешли к карьере?

4. Работа с текстами слайдов и учебника.

Слайд № 8

Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также её самореализации является сознательное планирование карьеры. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых профессиональных позиций, а внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней.

Карье́ра (итал. carriera - бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus - телега, повозка) - продвижение вверх по служебной лестнице.

В теории управления персоналом карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков.

Слайд № 9

Должностной рост - изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.

Профессиональный рост - рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Слайд № 10,11, 12

Виды карьеры.

Вертикальная карье ра предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера - вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением оплаты труда.

Ступенчатая карьера - вид карьеры - совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Закрепление материала. Работа с литературным источником.

(Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 1996. С. 24-25).

"Гуров инструктировал компьютерщика, а Крячко думал о том, какие дороги выбирает человек. Вот почему Лев Иванович Гуров - не генерал и не начальник главка, а лишь полковник и опер? На данный вопрос Крячко мог ответить с уверенностью: Гуров самолюбив, порой самовлюблен, но совершенно лишен тщеславия. Дорожит мнением лишь очень ограниченного круга людей, которые ценят человека не за звание и должность, а за профессионализм. За рюмкой Гуров порой болтает: мол, не способен подняться, так как не сможет наверху угождать и приспосабливаться, но это байки для недоразвитых. Ему бы не пришлось на верхнем этаже льстить и врать, такие, как Гуров, везде нужны, терпели бы грешника с его прямотой и другими прибабахами. Он не желает подниматься, так как потеряет свободу, перестанет быть незаменимым. Любого генерала, любого министра можно заменить, никто не заметит. А старшего опера - "важняка" Гурова заменить нельзя, как невозможно заменить певца экстра - класса или первую скрипку в оркестре. Можно одного выгнать и взять другого, только все будут знать, что это не замена, а подмена, фальсификация. Таким образом, Крячко прекрасно понимал, что Гуров не хочет идти на повышение не из-за боязни с работой не справиться и уж совсем не от скромности, которой не страдал совершенно, а потому что уникальный специалист, будь то водопроводчик или зубной врач, не подчиняется никому. Он свободен. Такого положения в конторе, когда никто - ни министр, ни президент, не могли ему приказывать и коли желали воспользоваться его услугами, так могли лишь сделать предложение, а то и попросить, - может достичь лишь специалист экстра -класса".

Вопросы для обсуждения:

1.Какой тип карьеры - вертикальная или горизонтальная - представлен в отрывке? Каковы преимущества и недостатки данного типа карьеры?

2.Какие цели можно реализовать в данной карьерной стратегии?

3. Какие ценности могут лежать в основе такого карьерного движения?

Слайд № 13

Что такое проф. карьера?

С чем она связана?

Чем отличается карьера от карьеризма?

Какой из афоризмов подтверждает это?

(« Карьеризм – падение вверх»)

Дайте этому объяснение.

Приведите примеры знаменитых людей, достигших высокого уровня карьеры.

« Профкарьера знаменитых людей» (знаменитости шоу - бизнеса, политики, спортсмены)

Ангела Меркель, Хилари Клинтон, Сафра Кэтц- совладелица и финансовый директор гиганта компьютерной индустрии в сфере высоких технологий, Кристина Голд- возглавляет фирму Western Union, К. Эрнс- продюсер и руководитель телекомпании « Первый канал» и т. д.

Понятие карьеры нельзя связывать только с работой. Это ещё и род занятий, деятельности.

Какой из афоризмов, данных в начале урока соответствует этим примерам?

(« Создать самого себя - это труд, труд на всю жизнь»)

Один японский политик сказал, что карьера - это 99 % труда и 1% успеха.

Артистическая карьера, военная карьера, карьера юриста, менеджера,

Политика, спортсмена и т. д. – это профессиональная карьера.

7. Дискуссия:

Что означает « сделать карьеру?»

(Ответ: Добиться высокого престижного уровня положения в обществе и высокого уровня доходов).

От чего зависит успешность карьеры?

(Ответ: От уровня образования, устремлённости, совпадение профессионально важных качеств личности с требованиями профессии)

8. Работа с таблицей в учебнике « Уровни притязаний и карьера»

Какие люди делают карьеру?

(Ответ: - Оптимисты, целеустремлённые, активные, имеющие свою индивидуальность)

Какие качества личности для этого необходимы?

(Ответ: Профкомпетентность, порядочность, честность, исполнительность, ответственность, организованность, коммуникативность)

Есть ли финал карьеры?

(Ответ: Нет. Человек может постоянно ставить цели, добиваться лучших результатов)

Как соотнести карьеру и семью?

(Ответ: - Планировать своё время)

Вывод:

Хорошее образование - важнейший, но не единственный способ повышения своей будущей зарплаты. Не менее важно выстроить свою профессиональную карьеру таким образом, чтобы постоянно набирать всё больший объём таких навыков и умений, помогут добиться мастерства в профессии.

Любое продвижение в карьере - это нагрузка на организм. Поэтому не менее важно вести здоровый образ жизни.

Карьера даёт личности больше положительных качеств - самоуважение, самоутверждение, удовлетворение работой, улучшение благосостояния.

Чаще всего в жизни человек добивается горизонтальной карьеры, через достижение мастерства в деле.

9. П рактическая работа - самодиагностика.

Ответить на 41 вопрос по 10-ти балльной шкале. 1 балл, если для вас это совершенно не важно или совсем не согласен, 10 баллов, если, очень важно, полностью согласен. (См. приложение 2).

III Заключение . Итог урока.

–Какой из афоризмов больше подходит для заключения нашего урока?

« Человек должен сам строить себе карьеру, иначе его удел- унылое и безрадостное существование на задворках чужого успеха.»

Домашнее задание

Составить небольшое эссе на тему « Мой звёздный час». (В чём мой успех в будущем).

Составить «Карту карьеры», пользуясь планом (приложение 1)

Используемая литература:

  1. Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 1996. С. 24-25
  2. Технология, Твоя профессиональная карьера, 8-9 класс, Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В., 2010.
  3. Учебник. - 5-е изд. - Под ред. Чистяковой С.Н. - М.: Просвещение, 2010. -159 с.
  4. Интернет-ресурсы:

Приложение 1

Карточка № 1

  1. Составить план профессиональной карьеры: профессия «Учитель»
  • Смысл и цель жизни;
  • Желаемый размер оплаты;

2. Дописать определение: Карьера – это…

Карточка № 2

  1. Составить план профессиональной карьеры: профессия «Адвокат»

Примерный план профессиональной карьеры:

  • Смысл и цель жизни;
  • Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
  • Предлагаемое образование (содержание и уровень);
  • Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
  • Предполагаемая должность, пост;
  • Желаемый размер оплаты;
  • Место проживания, жилищные условия.

2. Дописать определение: Карьерный рост – это …

3. Разработать эмблему: «Карьера».

Карточка № 3

  1. Составить план профессиональной карьеры: профессия «Модельер»

Примерный план профессиональной карьеры:

  • Смысл и цель жизни;
  • Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
  • Предлагаемое образование (содержание и уровень);
  • Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
  • Предполагаемая должность, пост;
  • Желаемый размер оплаты;
  • Место проживания, жилищные условия.

2. Дописать определение: Вертикальная карьера – это …

3. Разработать эмблему: «Карьера».

Карточка № 4

  1. Составить план профессиональной карьеры: профессия «Менеджер»

Примерный план профессиональной карьеры:

  • Смысл и цель жизни;
  • Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
  • Предлагаемое образование (содержание и уровень);
  • Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
  • Предполагаемая должность, пост;
  • Желаемый размер оплаты;
  • Место проживания, жилищные условия.

2. Дописать определение: Горизонтальная карьера – это…

3. Разработать эмблему: «Карьера».

Карточка № 4

  1. Составить план профессиональной карьеры: профессия «Экономист»

Примерный план профессиональной карьеры:

  • Смысл и цель жизни;
  • Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
  • Предлагаемое образование (содержание и уровень);
  • Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
  • Предполагаемая должность, пост;
  • Желаемый размер оплаты;
  • Место проживания, жилищные условия.

2. Дописать определение: Карьеризм – это…

3. Разработать эмблему: «Карьера».

Приложение 2.

Опросник «Профессиональная карьера»

Источник: Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г.Никифорова, М.Дмитриевой, В. Снеткова. – СПб.: Питер, 2001.

Инструкция: Для того чтобы определить свою профессиональную ориентацию, предлагаю вам ответить на 41 вопрос по 10-ти балльной шкале. 1 балл, если для вас это совершенно не важно или совсем не согласен, 10 баллов, если, очень важно, полностью согласен.

Бланк ответов:

  1. Для меня важно строить свою карьеру в пределах одной конкретной профессиональной сферы
  2. Я хочу осуществлять наблюдения, влияние и контроль над людьми на всех уровнях
  3. Для меня важно иметь возможность делать всё по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации
  4. Меня больше всего интересует постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защитой
  5. В моей работе я стремлюсь употреблять свои знания на пользу людям
  6. Я хочу работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми
  7. Мне нравится вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были бы взаимно уравновешены
  8. В своей работе я стремлюсь создавать или строить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей
  9. Для меня важно продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью
  10. Я предпочитаю быть первым руководителем в организации
  11. Для меня более приемлема работа, не связанная с режимом или другими организационными ограничениями
  12. Меня привлекает работа в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени
  13. Я стремлюсь употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше
  14. Мне нравится соревноваться и побеждать других
  15. Для меня важно построить карьеру, которая позволит следовать моему образу жизни
  16. Я хочу создать новое коммерческое предприятие
  17. Я предпочитаю посвятить свою жизнь единственной выбранной профессии
  18. Я стремлюсь занять высокую руководящую должность
  19. Меня устраивает работа, которая предоставляет максимум свободы и самостоятельности в выборе характера занятий, времени его исполнения
  20. Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт
  21. Мне нравится возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели
  22. Главная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли
  23. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание своей семье и моей карьере
  24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дают мне возможность начать и построить собственное дело
  25. Я соглашаюсь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции
  26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и давать им указания
  27. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился бы о своей свободе и самостоятельности
  28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности
  29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим
  30. Соревнования и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры
  31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет мне вести жизнь, которая нравится
  32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры
  33. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией
  34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации
  35. Яне хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса
  36. Я предпочел бы оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением
  37. Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели
  38. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования
  39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успехов в карьере
  40. Я предпочитаю работу не связанную с командировками
  41. Ради новой должности я бы не сменил место жительства

Ключ к тесту:

Бланк ответов служит одновременно ключом для обработки результатов.

  • Подсчитайте сумму баллов в каждом столбце (кроме четвертого столбца)
  • В четвертом столбце найдите сумму отдельно к вопросам 4,12,20 и отдельно к вопросам 28,36,41.
  • Найдите среднее значение для каждой шкалы. Для этого каждую полученную сумму разделите на количество вопросов – 5, а в четвертой шкале оба значения на 3.
  • Полученные значения сравниваются между собой. Ведущей карьерной ориентацией является та шкала, по которой испытуемый набрал большее количество баллов.

Стабильность места жительства (28,36,41)

5 столбец

Помощь людям

6 столбец

Вызов обществу

7 столбец

Совмещение стилей жизни

8 столбец

Предпринимательство

Интерпретация результатов

Опросник содержит 8 диагностических шкал измерения карьерных ориентации («якорей карьеры»).

1. Профессиональная компетентность. Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.). Человек с такой ориентацией хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет развивать его способности. Одновременно такой человек ищет признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем его мастерству. Он готов управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для него особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое условие дли продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающим принятие компетентных решений.

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом работы эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Такая работа требует навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя ответственности и власти. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой сможет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

3. Автономия (независимость). Первичная забота личности с такой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее место, время, форменная одежда). Конечно, каждый человек в некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.

4. Стабильность . Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильности - стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, или хорошую репутацию (не увольняет рабочих), заботится о своих работниках после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией - его часто называют «человеком организации» - ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это предотвращает его «срывание с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и занимать высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей роста.

5.Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т. д.

5. Вызов. Основные ценности при карьерной ориентации этого типа - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша-проигрыша». Процесс борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Например, торговый агент может рассматривать каждый контракт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становится скучно.

6. Интеграция стилей жизни . Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Он стремится к тому, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, чем конкретную работу, карьеру или организацию.

7. Предпринимательство . Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное - создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

(Для экономии времени можно раздать распечатку интерпретации на каждую парту).


Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»

Кафедра государственного и муниципального управления

Н. Н. Егорова

ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе

для использования в учебном процессе

Кемерово 2014

Рецензенты:

Вольфсон Эдуард Николаевич доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления.

Заруба Наталья Андреевна – профессор, доктор социологических наук, председатель учебно-методической комиссии направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».

Егорова Наталья Николаевна. Планирование карьеры : методиче-

ские указания к практическим занятиям и самостоятельной работе [Электронный ресурс] для студентов направления подготовки 38.03.04 (081100.62) «Государственное и муниципальное управление», всех форм обучения / Н. Н. Егорова. – Электрон. дан. – Кемерово: КузГТУ, 2014. – Систем. требования: Pentium IV; ОЗУ 8 Мб; Windows 98-2007; мышь. – Загл. с экрана.

КузГТУ, 2014Егорова Н. Н., 2014

1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Целью освоения дисциплины «Планирование карьеры» является формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно осуществлять процесс планирования и продвижения карьеры.

Дисциплина является дисциплиной по выбору профессионального цикла ООП направления 38.03.04 (081100.) «Государственное и муниципальное управление».

Дисциплина соотносится с такими дисциплинами как: Экономическая теория . Рынок труда. Проблемы занятости и

безработицы.

Социальная психология . Психологические особенности личности. Психология общения. Профилактика конфликтов, источники и причины конфликтов. Социально-психологические проблемы руководства. Стрессы и их профилактика в деловом общении.

Для изучения дисциплины «Планирование карьеры» студент должен

основы делового общения и нормы поведения в обществе;

социально-психологические особенности руководства;

способы профилактики и разрешения конфликтов.

применять ранее полученные знания на практике;

управлять своим эмоциональным состоянием в ходе коммуникаций;

применять механизмы нейтрализации стресса;

планировать свою самостоятельную работу.

Изучение дисциплины «Планирование карьеры» поможет в освоении таких дисциплин как:

Деловые коммуникации;

Основы управления персоналом;

Этика государственной и муниципальной службы;

Связи с общественностью в органах власти;

Государственная и муниципальная служба.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Планирование карьеры»

Освоение дисциплины направлено на формирование:

общекультурных компетенций:

ОК-5 – понимает содержание, смысл, основные цели, социальную значимость профессии государственного и муниципального служащего, стремится к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности.

ОК-8 – владеет основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, имеет навыки работы с информаци- онно-коммуникационными технологиями; способен к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

ОК-13 – способен и готов к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умеет использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня.

ОК-14 – умеет критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способен к критическому анализу своих возможностей.

профессиональных компетенций:

ПК-8 – способен применять имеющиеся технологии и методы кадровой работы.

ПК-38 – владеет основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы.

ПК-48 – способен к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности.

ПК-49 владеет методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов.

Цель практических занятий по дисциплине «Планирование карьеры» – закрепление у студентов теоретических знаний, а также формирование умений и практических навыков, позволяющих им успешно осуществлять процесс планирования и продвижения карьеры.

При подготовке к практическим занятиям студент всегда должен прочитать лекционный материал по теме, так как он является базовым при подготовке к занятию. И только после этого обращаться к указанным преподавателем источникам литературы.

Для более продуктивного усвоения учебного материала целесообразно перед новой лекцией повторять по конспектам материал предыдущих занятий.

Тема 1. Рынок труда: структура, предложения и спрос Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и виды рынка труда.

2. Влияние рынка труда на формирование процесса выбора профессии.

Практическое задание:

На основании статистических данных Кемеровской области:

1. Выделить и изучить элементы текущего рынка труда.

2. Проанализировать соотношение спроса и предложения на рынке труда в Кемеровской области.

Тема 2. Профориентация Вопросы для обсуждения:

1. Методы профориентации.

2. Формы профориентации.

Разработка индивидуального плана профессионального и личностного роста. Тест на профориентацию. Игра «Горячий стул».

Практическое задание:

Проанализируйте ценности, представленные в таблице 1. Расставьте приоритеты в терминальных и инструментальных ценностях. Самой важной категории в терминальных ценностях при-

свойте единицу, второй по важности – двойку и так далее, последней по важности присвойте номер восемнадцать. То же самое проделайте с инструментальными ценностями.

Сделайте это вдумчиво. Задайте себе, например, следующие вопросы:

А) Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете?

Б) Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

В) Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?

Г) Как ранжировали бы эти ценности близкие Вам люди?

Таблица 1

Шкала ценностей Рокича

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

(желаемые конечные состояния)

(убеждения о предпочтительных

личностных свойствах и дей-

Комфортная жизнь

Честолюбие

Увлекательная жизнь

Широта взглядов

Жизнь в мире

Бодрость

Жизнь в красоте

Равноправие людей

Смелость

Безопасность семьи

Прощение

Честность

Внутренняя гармония

Воображение

Зрелая любовь

Независимость

Национальная безопасность

Интеллект

Наслаждение

Спасение

Самоуважение

Послушание

Социальное признание

Вежливость

Истинная дружба

Ответственность

Мудрость

Самоконтроль

Тема 3. Деловая карьера Вопросы для обсуждения:

1. Основные компетенции менеджера.

2. Основные модели и векторы карьеры.

Составление жизненного плана. Анализ модели компетенций государственного и муниципального служащего. Тест «Направление карьерного пути»

Практическое задание:

Задание 1.

Какие изменения в содержании карьерных процессов происходят в следующих видах карьеры?

Властная карьера_____________________________________

Квалификационная карьера____________________________

Статусная карьера____________________________________

Монетарная карьера___________________________________

Задание 2.

Ситуация 1. Составление личного жизненного плана Методические указания:

Менеджер по персоналу находится на середине своей карьеры. В организации, где он работает, наметились организационные изменения, которые могут привести к непредвиденным ранее дополнительным перестановкам.

Менеджеру необходимо дать оценку сложившейся ситуации в организации и взвесить свои возможности и перспективы продвижения по службе. Для этого необходимо составить (если его нет) или уточнить свой личный жизненный план карьеры, отвечая на следующие вопросы:

Личный жизненный план 1. Оценка жизненной ситуации. Работа

Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?

Помогает ли моя работа в достижении других жизненных

Каковы мои цели развития и продвижения по работе?

Какую работу я хочу выполнять через несколько лет?

Есть ли у меня воодушевление и мотивация?

Что является для меня мотивацией сейчас? Через пять

Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?

К каким мероприятиям я прибегну, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным требованиям?

Экономическое состояние

Каково мое экономическое положение?

Есть ли у меня личный бюджет, каков он, придерживаюсь ли я его рамок?

Какие меры я могу в случае необходимости применить для улучшения экономического состояния?

Физическое состояние

Какова моя общая форма?

На чем основана моя оценка?

Бываю ли я на осмотрах у врача?

Социальное состояние – человеческие отношения

Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? Как я их учитываю?

Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы, другое мнение?

Навязывают ли другие свои мысли и мнения?

Умею ли я слушать?

Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? Как это проявляется на практике?

Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

Как я забочусь о дружеских отношениях?

Психическое состояние

Каково мое психическое состояние?

На чем основана моя оценка (собственное представление, тесты, результаты медицинского обследования)?

Какие стрессы беспокоят меня в настоящее время?

Какие стрессы могут ожидать меня в ближайшее время?

Не следует ли мне поменять образ жизни, круг общения,

Нуждаюсь ли я в помощи психиатра?

Семейная жизнь

Имеются ли у меня условия для создания семьи?

Следует ли завести ребенка (второго)?

Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене, де-

Как лучше проводить досуг в кругу семьи?

Куда поехать на отдых?

2. Постановка личных конечных целей карьеры.Целями моей карьеры являются:

Какие факторы способствуют достижению моей карьеры?

Какие факторы препятствуют?

Готов ли я задействовать эти факторы или мне нужно изменить свои цели?

3. Выделите основные частные цели и задачи, которые необходимо решить в ближайшее время?

Рис. 1. Примерная структура личного жизненного плана карьеры менеджера

Ситуация 2. Построение карьерограммы для менеджера Исходные данные и постановка задачи. Будущий менеджер

по персоналу оканчивает высшее учебное заведение по специаль-

ности «Менеджмент» со специализацией «Управление персоналом». Перед ним встает вопрос, как построить свой дальнейший жизненный путь.

Построить карьерограмму возможного карьерного пути (путей) менеджера по персоналу после высшего учебного заведения.

Методические указания. Карьерограмма – инструмент управления карьерой, представляющий собой графическое описание того, что должно происходить или происходит с людьми на различных этапах карьеры. Проводятся специальные научные исследования в заинтересованных организациях, по результатам которых строятся карьерограммы для различных специалистов и руководителей.

Карьерограмма состоит из двух частей. Одна часть содержит перечень должностей, выстроенных в последовательную цепочку по восходящей линии, которые менеджер может занимать в течение всего своего карьерного пути с указанием сроков занятия должностей в годах.

Вторая часть включает характеристику видов обучения, повышения квалификации, переподготовки с указанием учебных заведений, факультетов, курсов, которые необходимо пройти менеджеру на карьерном пути, включая защиту диссертаций и получение ученых степеней и званий, с указанием периодов (в годах) прохождения обучения. Самостоятельное обучение также входит во вторую часть карьерограммы. Следует отметить, что сроки нахождения на отдельных должностях должны увязываться со сроками постоянного обучения.

Тема 4. Слагаемые успешной карьеры Вопросы для обсуждения:

1. Основные факторы, способствующие построению карьеры.

2. Качества, необходимые для успешного продвижения. Анализ факторов сдерживающих карьеру. Тест «Ваша

роль?», «Начинающий миллионер»

Практическое задание:

Задание 1.

Проанализируйте факторы сдерживающие карьеру, на примере «Кодекса неофрита».