Презентация к информатике на тему средневековые замки. Презентация на тему "средневековые замки". Их обычно строили на высоких холмах или островах

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

© Жадаев Д.Н., 2005 «Средневековый замок" Тема урока:

© Жадаев Д.Н., 2005 План урока: Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечение рыцаря. Кодекс чести рыцаря. План урока:

1. ЗАМОК ФЕОДАЛА. © Жадаев Д.Н., 2005 Замок – это жилище феодала и его крепость. В нем феодал укрывался от нападений врагов и восставших крестьян. Замки строили из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, его окружали широким рвом с водой. Вверху: Замок Азе-ле-Ридо. Франция Внизу: Замок в графстве Уорикшир. Англия

© Жадаев Д.Н., 2005 Через ров был перекинут подъемный мост; на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Над всеми постройками возвышалась главная башня – донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду. Замок Честоу в Гвенте. Уэльс. Англия Замок Вартбург в Тюрингии Ворота с подъемным мостом

Замки строили на острове.

Замки строили на высокой скале и на холме.

Замки строили на берегу рек и морей.

Через ров с водой в замок вёл мост.

© Жадаев Д.Н., 2005 2. СНАРЯЖЕНИЕ РЫЦАРЯ. Рыцари – конные воины – были главными действующими лицами всех войн эпохи средневековья. Шлем с забралом Кольчуга Латы Меч

РЫЦАРЬ И ЕГО ОРУЖЕНОСЕЦ Служба оруженосца своему рыцарю

© Жадаев Д.Н., 2005 Конь и снаряжение стоили дорого, поэтому рыцарскую службу мог нести только обеспеченный землевладелец, феодал. Для сражения требовалась долгая выучка, поэтому к военной службе готовились с детства. (с.93 учебника)

Посвящение в рыцари. Лишь после долгой службы особо отличившихся посвящали в рыцари.

© Жадаев Д.Н., 2005 3. РАЗВЛЕЧЕНИЯ РЫЦАРЕЙ. Любимыми занятиями рыцарей были охота и турниры – военные состязания в ловкости и силе. Вечерами в замках устраивались шумные пиры. Соколиная охота. Миниатюра из фламандского календаря начала XVI в. Турнир. Миниатюра из хроники Фруассара. Франция, конец XV в.

Турниры. Тупым турнирным копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Состязание заканчивалось иногда серьезными увечьями и даже гибелью некоторых участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного.

Соединить стрелкой понятие и его определение. Герб Девиз Турнир Военное состязание рыцарей в силе и ловкости. Отличительный знак рода и воинской доблести. Краткое изречение, объясняющее смысл герба.

Восстановите пропущенные слова. Нелегко было одолеть крестьянам даже одного феодала. Каждый воин -…- был вооружён… и… . Большим… он мог прикрыться с головы до ног. Тело… защищала… рубашка, сплетённая из железных колец. Позднее… сменили…- доспехи их железных пластин. На голову…надевал… , а в минуту опасности он опускал на лицо…- металлическую пластинку с прорезями для глаз. Самыми любимыми развлечениями… были… и…- это военное состязание рыцарей в силе и ловкости. Каждый феодал имел свой…- отличительный знак рода и…- краткое изречение, обычно объясняющее смысл… .


Тема: За стенами замков

Цель: создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях; познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму; составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.

Ход урока:

Терминологический диктант:

1 вариант

Феод

Феодальная лестница

Вассалы

Сеньоры

Сословие

2 вариант

Барщина

Оброк

Десятина

Натуральное хозяйство

Феод

Пишут терминологический диктант

    Подведение к теме и цели урока

Задание: Прослушать отрывок из стихотворения и ответить на вопрос: О чем это стихотворение?

Средневековый поэт барон Бертран до Борн написал множество баллад о рыцарях.

Отрывок из баллады «Первая песня»

И также мне люб тот рыцарь мне,

Что, первым ринувшись вперёд,

Бесстрашно мчится на коне

И войску бодрость предаёт

Отвагой удалою.

Лишь только битва закипит,

Пусть каждый вслед за ним спешит,

Рискуя головою.

Достоин тот похвальных слов,

Кто и разить и пасть готов!...

Барон Бертран до Борн (1140-1215гг.)

Фронтальная беседа:

    А как иначе называют воинов Средневековья?

    Можете ли мне назвать имена известных рыцарей?

    Ребята, а откуда вам известны эти имена?

Скажите, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Какова тема? Какую цель поставим на урок?

Совершенно верно.

Слушают определяют тему и цель урока,

Ответы детей: О Средневековье, о воинах, турнирах, о подлости, смелости, благородстве.

Воинов Средневековья называют рыцарями.

Ответы: Айвенго, Дон Кихот, Ричард Львиное Сердце, Ланселот, король Артур и рыцари Круглого стола.

Ответы: из литературы, из исторических фильмов, из истории.

Предполагают тему урока. Речь пойдет о понятии «рыцарь», рыцарском замке, о рыцарских турнирах и т.д.

    Проблемное задание на урок

В конце урока ответят на вопрос

    Изучение нового материала

    Но в начале, давайте вспомним, кто такие феодалы?

    А за что получали свои земли феодалы?

Слово учителя: Правильно, то есть феодалы тоже составляли свое сословие и оно называлось «Воюющее» или военное сословие. А ещё их называли в Средневековье – рыцари.

Запишите определение термина рыцарь

Итак, рыцари - военное сословие и большую часть своей жизни они проводили на войне.

Ответ: феодал- владелец феода и живущий за счёт эксплуатации земли с крестьянами

Феодалы получали землю за службу своему сеньору на войне.

Слушают учителя, записывают определение в тетрадях.

    Использование презентации

Что использовали рыцари для защиты в бою?

Верно, а голову рыцаря защищал шлем с забралом. Лица не видно, да и в доспехах трудно узнать человека. Для этого и стали придумывать гербы- символы каждого рода. Лев-сила, дракон-мудрость, волк-преданность. Для того что бы символы – гербы не повторялись, появилась целая служба герольдов, которые за этим следили. Герб передавался по наследству от отца к сыну, вместе с феодом, помещался на шлемах и щитах. А что можно заметить, посмотрев на силуэты щитов?

Работа с документом: Ответить на вопрос каким был рыцарь в бою?

Рыцари на войне.

Рыцари предпочитали сражаться на конях. Основная единица рыцарского войска – тяжеловооружённый всадник. Бой в средние века – череда рыцарских поединков. Рыцари старались сразиться с наиболее знатными соперниками, победа над которыми приносила славу и трофей в виде вооружения противника. Сражались рыцари верхом на лошадях, если не удавалось выбить соперника из седла тяжёлым копьём, то бой продолжали на мечах. От ран рыцаря защищали стальные доспехи, шлем и щит. Но, не смотря на это, в бою многие рыцари получали тяжёлые ранения или гибли. Однако война считалась среди рыцарей наиболее достойным занятием.

Слушают и смотрят презентацию.

Ответ: для защиты использовали доспехи и щиты.

Отвечают на вопросы документа

    Слово учителя:

Итак, мы узнали что щиты рыцарей разный стран отличались, а теперь узнаем отличались ли правила и законы по которым жили рыцари.

    Работа с документом:

1. Что же больше всего ценили и уважали рыцари? Об этом нам поможет узнать документ. Так что же больше всего ценили и уважали рыцари?

2. А со всеми ли рыцарь соблюдал правила галантного или уважительного поведения?

Рыцарский кодекс чести.

Рыцарь должен был соблюдать определённые правила поведения, чтобы быть уважаемым человеком в своём сословии. Он должен был быть защитником церкви и веры, оборонять христиан от набегов иноверцев.

Он должен был прилагать все усилия для искоренения лжи и несправедливости. Рыцарь – надежда слабых и обиженных, идеал добра и милосердия. Рыцарь должен был быть верен слову и благороден, образован, щедр и галантен с дамами. А даме сердца быть верным до конца своих дней. Конечно, все эти правила, рыцарь не должен был соблюдать с людьми не своего круга, с «грубыми мужланами». Более того, многие рыцари и в своём кругу не блистали всеми добродетелями, часто они оказывались необразованными и жестокими людьми. И, тем не менее, нормы рыцарской жизни принимались всеми представителями этого сословия, и рыцари старались им соответствовать.

Читают документы, отвечают на вопросы

    Работа с учебником:

Опишите замок

Отвечают на вопросы

    Закрепление:

Итак, мы с вами сегодня познакомились с образом

1. жизни какого сословия?

Верно, мы познакомились с образом жизни воюющего или военного сословия,

    а что такое сословия?

    Кого называли рыцарем, и что было главным занятием в его жизни?

Вывод

Урок № 12 § 12

Тема: За стенами замка.

Цель: Познакомить учащихся с жилищем и жизнью рыцарей феодальной Европы, используя при этом различные формы усвоения учебного материала.

Используется: М* - музыка;

П* - презентация;

В* видео проект.

План:

1.Цель урока. (П*М*). t*= /3 минуты/

2.Когда и как появился в Европе рыцарь? (П*вооружение рыцаря). t*=/10 минут/

3.За стенами замка. (Схема на доске). t* /7 минут/

4.Сказка о рыцаре.(Постановочный мини-спектакль).Термины. t*=/ 6 минут /

5.Развлечения рыцарей.(В*). t* = /6 минут/

6.Что запомнили? (Тест). t*=/8 минут/

7.Как настроение?

1. На фоне «Музыки Леса» появляются картинки рыцаря, рыцарского войска, средневекового замка.....(Фрагменты презентации 1 - 12).

Учитель спрашивает: Ребята, как Вы считаете о чем мы сегодня будем с вами говорить? Используя фрагменты презентации школьники отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Действительно мы познакомимся с вами с жилищем и жизнью рыцарей средневековой Европы. Мы узнаем не только как они жили, но и почему появились. На уроке мне потребуется от Вас не только дисциплина и внимание, но еще и помощь в создании мини спектакля о жизни юного рыцаря и его дамы сердца.

2. Учитель: Само понятие рыцаря появилось в Европе тогда, когда произошли существенные изменения в организации средневекового войска. Дело в том, что вначале войско было пешим и участвовать в бою мог любой человек владеющий мечом и щитом, но уже в VIII веке после вторжения арабов в Галлию для защиты от этих набегов понадобилось войско тяжеловооруженных воинов. Их стали называть Рыцарями* от немецкого Ritter - всадник.


Учитель использует Презентацию «вооружение рыцаря». Давайте поближе познакомимся с вооружением рыцаря.(Фрагменты презентации 13-17) № 13 определение Рыцарь*- …...... Для вооружения рыцаря нужно было потратить 45 коров!!! Могли ли быть рыцарями простые крестьяне?

№14 Изобретение - стремена!

Стремя появилось на бескрайних просторах Азии примерно в IV веке. Затем об этом уникальном изобретении стало известно в Европе. Рыцарь стал более устойчив, что позволило ему использовать тяжелое копье и длинный меч в бою.

№15 Кольчуга, копье меч.

№16 Палица и кистень.

№17 Шлем и забрало.

В: Изобретение стремени позволило тяжело вооруженному рыцарю сесть на коня и стать сильнее любого воина средневековья.

3. Но даже рыцари не могли противостоять страшной опасности которая пришла с севера начиная с VIII века. В Европе даже появилась поговорка:

«Боже, избавь нас от ярости норманнов». Так вот для защиты от «людей севера»

№ 18 Норманны

Феодалы стали строить вначале деревянные а затем и каменные крепости замки*- жилища и крепости феодалов.

№ 19 Кара средневековой Европы

Схема на доске: школьники перерисовывают ее в тетрадь, учитель показывает и рассказывает из каких частей состоит средневековый замок.

Замок Донжон

font-size:14.0pt">В*: Рыцарский з амок в XI-XIII вв. становится центром феодального землевладения в средневековой Европе. Кто владеет замком - тот владеет землей.

4. Сказка о рыцаре (постановочный мини-спектакль).

3.Здесь для большей важности нам два витязя нужны.

«я два года тренировался,

Фехтовал и упражнялся,

Песни пел, стихи читал,

И теперь я возмужал!»

Вот сеньор берет клинок:

«я своею волей знатной

Объявляю многократно

Ты не юноша теперь

Рыцарь, и герой булатный,

кодекс чести соблюдай

Господина почитай

Даму сердца спасай

Слабого защищай!»

5.Поединок был недолог,

Юный рыцарь победил.

Дама сердца спасена,

Свадьбу славную играют

И героя прославляют ну и нам друзья поклон, за спектакль

И намек добрым молодцам урок.

Всем спасибо, все садятся на свои места.

(оруженосец помогает рыцарю снять доспехи).


5.После свадьбы впору и развлечься. Давайте перенесемся на рыцарский турнир. Видео проект* «Рыцарский турнир»

Источник: Х/ф «Айвенго» США 1952 год.

Внимательно посмотрите отрывок и ответьте на вопросы:

а) Какая страна?* б) Кто такие глашатаи?

в) Кто является главным на турнире?

г) Зачем нужна корона на турнире?

д) Что получает победитель турнира?

е) Какую роль на турнире играли гербы?

Презентация

№ 22 Форма герба

№ 23 Гербы стран Европы

6.Что запомнили? Для закрепления пройденного материала школьникам предлагается ответить на вопросы.

Тест

1. С какого века в Европе начинают активно строить замки?

1.10

2.11

2.Что в переводе с немецкого означает рыцарь?

1.стремя

2.копье

3.господин

4.всадник

3.Что защищало рыцаря с головы до ног?

1.шлем

2.кольчуга

3.забрало

4.лошадь

4.Что получали победители рыцарского турнира?

1.доспехи побежденного

2.коня побежденного

3.славу

4.все выше перечисленное

5.Отличительный знак рода

1.герб

2.девиз

3.флаг

4.гимн

7.Как настроение?

6.Сегодняшний урок Вам

1.понравился

2.не понравился

3.не вызвал никаких эмоций

Учитель и учащиеся проверяют результаты теста и записывают домашнее задание. Д/з: § 12 составить рассказ о жизни рыцаря, знать термины.

Учитель: Сегодня на уроке Вы были не просто слушателями, а истинными творцами урока. Спасибо Вам за это.

Сказка о рыцаре (постановочный мини-спектакль). t*=/ 5 минут/

«В одной из средневековых стран жила была прекрасная дама.

(приглашается одна из девочек класса, она садится за приготовленное место).

1. Она была до такой степени красива и умна, что ее похитили и посадили томиться в темницу и приставили охранять злого норманна.

2. В той же местности жил молодой человек. (приглашается один из мальчиков, он два раза проходит мимо прекрасной дамы и влюбляется в нее).

Юный герой проходя мимо места заточения девушки увидел какая прекрасная.

Он поклялся спасти красавицу. Долго тренировался (берет гантели, отжимается, приседает).

3.Здесь для большей важности нам два витязя нужны.

(выходят два молодых человека, берут шиты и встают в торжественную позу).

Приближаемся к развязке переходим на стихи.

День настал и юный отрок в зал к сеньору отправляется и к нему же обращается:

«я два года тренировался,

Фехтовал и упражнялся,

Песни пел, стихи читал,

И теперь я возмужал!»

Вот сеньор берет клинок:

«я своею волей знатной

Объявляю многократно

Ты не юноша теперь

Рыцарь, и герой булатный,

кодекс чести соблюдай

Господина почитай

Даму сердца спасай

Слабого защищай!»

4.Юноша теперь герой, он зовет к себе пажа - оруженосца

(выходит еще один мальчик и помогает рыцарю одеть доспехи)

одевает он доспехи и выходит на врага.

5.Поединок был недолог,

Юный рыцарь победил.

Дама сердца спасена,

Свадьбу славную играют

И героя прославляют ну и нам друзья поклон,

За спектакль и намек

Добрым молодцам урок.

Тема: За стенами замков .

Класс: 6-й.

Тип урока: объяснение нового материла.

Уровень подготовленности класса: средний.

Цели урока:

Образовательные:

    дать представление о средневековом замке, его устройстве;

    познакомить учащихся с особенностями посвящения в рыцари, рыцарским снаряжением, образом жизни средневековых рыцарей;

    вместе с учащимися сформулировать кодекс чести рыцаря;

    выяснить, почему только богатые люди из знатного сословия могли позволить себе быть рыцарями.

Практические:

    совершенствовать умение воспринимать новую информацию и применять полученные знания на практике;

    обучать анализу материала из различных источников.

Методические:

    совершенствовать умение излагать свои мысли и аргументировать их;

    совершенствовать умение грамотно вести записи в тетради;

    развивать основные операции логического мышления.

Воспитательные:

    воспитывать у учащихся интерес к изучению средневековой истории;

    на основе рыцарского кодекса чести воспитывать такие моральные качества, как чувство долга, благородство, желание помочь слабым, уважительное отношение к женскому полу.

Средства обучения: презентация, отрывок из средневековой поэмы, илюстративный материал.

Ход урока

Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Знаю, Средних веков не погашено пламя,

Но в ладонях его так непросто сберечь.

Старый замок и мост, и тяжелое знамя –

Знамя наших разлук и забывшихся встреч.

Ярких факелов свет в переходах недлинных,

Шелест платья и взгляд – долгий взгляд за спиной,

Свет былой красоты с гобеленов старинных

В этот день нас, ребята, зовут за собой.

Объявление новой темы, постановка целей урока, ознакомление с планом (2 мин.)

Сегодня на уроке мы посетим средневековый замок, познакомимся с рыцарями, их образом жизни, узнаем, что такое кодекс чести рыцаря.

Откройте тетради, запишите число и тему урока

Мы будем работать по следующему плану:

    Средневековый замок.

    Рыцари и их снаряжение.

    Рыцарские турниры.

    Кодекс чести рыцаря

Объяснение нового материала

1.В Х в. в Европе повсеместно начинается строительство замков – крепостей

Работа с презентацией «Средневековый замок»

Показ слайда № 2,3,4, 5

Для большей безопасности вокруг жилища сооружали ров, который наполняли водой.

Владельцы замка возводят башни, венчающие сверху искусственную насыпь. Отсюда берет свое происхождение донжон – главная башня.

Вход в замок защищен подъемным мостом. На берегу канала подступ к мосту охраняется небольшим фортом – это барбакан

Беседа после просмотра:

1. Как вы думаете, для чего строились замки?

2.Где возводились замки?

3.Для чего в замке были нужны башни?

4.Как называлась главная башня замка?

Рассказ учителя. Главная башня замка – донжон – состояла из 3 этажей (. На самом верхнем этаже находились покои владельца. Средний этаж предназначался для слуг. Внизу располагались кухня и трапезная.

Обратите внимание на винтовую лестницу, выходящую из хозяйских покоев. Для чего она была нужна, как вы думаете?

Учитель предлагает ученикам самостоятельно записать в тетради Функции замка (3 минуты)

Показ слайда № 15

Функции средневекового замка.

    Оборона от неприятеля.

    Защита населения, проживающего в окрестностях замка.

    Центр развлечений.

    Средоточение культуры.

Ученики сверяют свои записи с текстом слайда, вносят в тетради изменения.

2. Рассказ учителя..Владельца защищали не только мощные стены замка, но и воины – рыцари. Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер» - всадник.

Что вам известно о рыцарях?

Стать рыцарем было не так-то просто. Только родовой дворянин, достигший 21 года, мог быть посвящен в рыцари. К посвящению мальчиков готовили с самых юных лет с особой тщательностью. От них требовали силы, выносливости, крепкого здоровья. Кроме того, требовалось основательное изучение всех обязанностей воина.

Воспитание будущих рыцарей проходило в три стадии:

    10-14 лет – паж;

    15-20 лет – оруженосец;

    21 год – посвящение в рыцари.

Как мы видим, службу сыновья дворян начинали с пажей. Когда им исполнялось 10 лет, родители отсылали их на воспитание к рыцарям, с которыми состояли в родстве или дружили.

Дослужившись до оруженосцев, юноши должны были отличаться

хорошим поведением, проявлять мужество и храбрость.

А для чего рыцарям нужны были оруженосцы?

Став оруженосцами, молодые люди начинали добиваться посвящения в рыцари. Наконец, государь назначал день посвящения. Обычно это происходило во время больших праздников.

Процедура посвящения требовала особой подготовки. Установленный порядок можно представить в виде схемы:

Пост – покаяние в грехах – ночь молитв – баня, надевание белой рубашки (спросить у учащихся, для чего?) – благословление священника, поучение – надевание кольчуги, мантии с гербами – посвящение, три удара мечом (указать на то, что это единственный удар в жизни рыцаря, на который он не мог ответить) – надевание доспехов, шпор, объяснение символического значения вооружения – чтение законов чести.

После этой церемонии один из «старых» рыцарей подводил новопосвященному красивого боевого коня, покрытого дорогой попоной, на которой со всех сторон был изображен родовой герб молодого рыцаря. Благородный конь назначался рыцарю в помощники для совершения подвигов.

Таким образом, в конце посвящения рыцарь был полностью облачен и вооружен.

Давайте остановим свой взгляд на рыцарских доспехах.

Работа с наглядным пособием, размещенным на классной доске

Сначала доспехи изготавливались из кожи с прикрепленными к ней железными пластинками. Затем стали делать кольчуги, сплетенные из колец. К XV в. появились доспехи, которые полностью состояли из железа – латы.

Пол латы надевали стеганую куртку из ваты, которая называлась «гамбезон».

Голова рыцаря защищалась шлемом, на котором со временем появилось забрало.

Вес всего снаряжения порой достигал 50 кг. Как вы думаете, как двигались рыцари в своих доспехах?

Боевой конь также защищался железными доспехами. Естественно, что рыцари не всегда ходили в военных доспехах. У них была и повседневная одежда

3.Физминутка (1 мин.)

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, руки шире.

Мы сегодня на турнире.

Смотрим влево,

Смотрим вправо,

Глаз зажмурим,

Сядем прямо.

Выполняют физминутку.

С каким словом мы встретились, выполняя физминутку? (Турнир)

В свободное от походов время рыцари старались поддерживать свою славу, участвуя в турнирах.

Задание ученикам чтение пункта на странице 114 – 115. (3 минуты)

Беседе с классом

1.Что такое турнир? (воинское состязание)

2.Какое оружие использовали на турнире?(Обычно безопасное- копья с затупленными концами, деревянные мечи)

3.Как проходило это состязание? (Турнир состоял из нескольких схваток, иногда групповых, иногда парных)

4. Каковы были цели участников? (Ударить копьем в щит или латы, чтобы выбить из седла, но оставить в живых.)

5. Кто награждал победителя? (Король или прекрасная дама)

А сейчас обратимся к последнему пункту нашего плана урока.

Рыцари должны были показывать не только мужество и храбрость, но и благородство. Они очень дорожили своим добрым именем, своей честью.

Рыцари подчинялись особым правилам поведения, которые назывались «Кодекс чести».

Послушайте внимательно отрывок из средневековой поэмы:

Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрека не знал он за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был настолько щедрым,

Что не могли все надивиться.

И так он был отважен, как твердит молва,

Что мстил врагам и близких отстаивал права.

Не выгоды, а чести искал он в каждом деле.

О нем слагали сказки и песни о нем пели.

Давайте, основываясь на этом отрывке, сформулируем основные черты идеального рыцаря – запишем в тетрадь. Ученики формулируют вместе с учителем и делают записи в тетради

1.Мужественность

2.Щедрость

4.Верность слову

5.Защитник слабых

Итоги урока (3мин.)

Итак, ребята, мы сегодня посетили средневековый замок, познакомились с рыцарями и их интересной жизнью. Понравилось ли вам это знакомство?

А теперь подумайте и ответьте на последний вопрос: почему рыцарями были только богатые люди?

Отвечают.

Постановка домашнего задания

Цель вашей работы дома - усвоить образ жизни средневековых рыцарей. В этом вам помогут материалы 12-го параграфа в учебнике и записи в тетради.

Записывают домашнее задание в дневнике.

Слайд 2

Рассмотреть оборонительную ценность средневековых замков

1.Рассмотреть причины появления замков в Европе.
2.Рассмотреть различные оборонительные сооружения
крепости с точки зрения их целевого назначения.
3.Построить модель средневековой крепости.(Воссоздать модель средневековой крепости с помощью конструктора.)

Слайд 3

План.

1. Вступление.
2. Появление замков в Европе.
3. Оборона замков.
4. Завоевание замков.
5. Модель средневекового замка.
6. Вывод.
7. Литература.

Слайд 4

Появление замков в Европе

Начиная с IX века, местные вожди начали строить укрепления в виде замков. Первые замки имели простую конструкцию и дизайн, но позднее они эволюционировали в мощные и красивые каменные строения. Поводом для постройки замков была защита территории от варваров, но истинной причиной было закрепление своего контроля над подвластной территорией. Это было возможно благодаря тому, что в Европе в то время не было единой стратегии обороны и не существовало ни одной сильной централизованной власти. Примером застройки Европы замками является французская провинция Пойто. Там было лишь три замка до начала рейдов Викингов в IX веке и 39 замков в XI веке. Подобные процессы происходили по всей Европе. Замки можно было построить очень быстро. До появления п ушек защитники замков обладали огромным преимуществом над теми, кто штурмовал замки. Но широкое распространение замков и создание огромных армий для их обороны не привело к перемириям между воинствующими сторонами, а наоборот еще сильнее распалило войны.

Слайд 5

Оборона замков

Основным принципом обороны замков было увеличение потерь атаковавшего врага при одновременном уменьшении отрицательных последствий для обороняющихся. Хорошо построенный замок могла эффективно защищать даже небольшая армия и удерживать его очень долго. Крепкая защита позволяла защитникам замка удерживать натиск штурма или осаду до тех пор, пока придет подкрепление, или пока атаковавшие войска не вынуждены будут отступить из-за нехватки продовольствия, болезней или потерь.

Крепость: Крепость это маленький замок, часто входящий в большой замковый комплекс. Это сильно укрепленное здание, которое часто служило резиденцией владельца замка. В случае взятия врагом внешних стен замка, защитники могли отступить в крепость и продолжить обороняться. Многие замки разрастались из крепостей, которые были начальными укрепленными пунктами. Со временем замки расширялись и старые внешние стены замков становились внешней обороной крепости.

Слайд 6

Защитники

В мирное время для охраны замка нужно было совсем немного воинов. На ночь мосты поднимали, а опускаемые решетки опускали, таким образом блокируя замок. В случае угрозы или штурма, к защите замка привлекалась гораздо более большая армия. Меткие лучники или арбалетчики могли обстрелами помешать врагу штурмовать замок или подготовиться к штурму. Также нужно было много людей для сбрасывания со стен камней и выливания на атаковавших горячих жидкостей. Немалое количество работников нужно было для починки поврежденных штурмом стен и тушения возгораний, вызванных огненными стрелами. Агрессивные защитники при случае совершали вылазку из замка и атаковали осадную армию. Эти молниеносные рейды позволяли оборонявшимся сжигать лестницы и леса осаждавших, снижая их боевой дух. В случае опасности, местные крестьяне принимались за защиту стен. Не обладая достаточными навыками владения мечем, копьем или луком, они могли выполнять много другой важной работы.

Слайд 7

Замки

  • Слайд 8

    Донжон

    Главная башня замка, окруженная стенами с бойницами.

    Слайд 9

    Барбакан

    У мощных замков были внешние и внутренние ворота. Между ними было открытое пространство под названием Барбакан. Оно было окружено стенами и становилось ловушкой для врага, которому удавалось разрушить внешние ворота. Попав в Барбакан, враг становился очень уязвимым и мог либо отступать через внешние ворота, либо штурмовать внутренние. Защитники в это время щедро поливали нападавших смолой или кипящим маслом, забрасывали камнями и копьями.

    Слайд 10

    Бойницы

    Стены и башни были приспособлены, чтобы обеспечить максимальную защиту оборонявшимся. Платформа за верхней частью стены позволяла оборонявшимся стоять и сражаться. В верхней части стен были проделаны бойницы, чтобы защитники могли стрелять или сражаться, находясь под частичным прикрытием. У бойниц могли быть деревянные ставни для еще большей защиты. В верхней части стен часто строили зубцы с тонкими щелями, из-за которых лучники могли стрелять практически не подвергаясь риску. Во время штурма закрытые деревянные платформы расширялись от вершин стен и башен. С них защитники могли стрелять прямо вниз в нападавших или бросать на них камни и лить кипящие жидкости, оставаясь при этом защищенными. Эти деревянные постройки оббивали шкурами, чтобы не допустить возгорания дерева. Каменные версии этих лесов назывались навесными бойницами и иногда строились над воротами.

    Слайд 11

    Стены

    Каменные стены защищали замок от поджога, стрел и прочих снарядов. Враги не могли взобраться на гладкие стены без специального оборудования, такого, как лестницы или осадные леса. Защитники на стенах могли стрелять вниз или сбрасывать на атакующих тяжелые предметы. Атаковавшие, находившиеся на открытой местности и стрелявшие вверх были в очень невыгодном положении по сравнению с оборонявшимися, которые были защищены и стреляли вниз. По возможности оборонительную мощь каменных стен старались усилить, строя стены на холмах и обрывах. Ворота и двери в стенах замков были немногочисленными и сильно укрепленными.

    Слайд 12

    Рвы с водой и подъемные мосты

    Чтобы усилить преимущество стен, у их основания часто выкапывали рвы, полностью окружавшие замок. По возможности эти рвы заполняли водой. Такие рвы сильно затрудняли штурм стен. Солдаты в броне могли утонуть упав даже в мелкую воду. Рвы с водой также очень сильно затрудняли подкопы стен, так как вода могла размыть тоннель подкопа и затопить копавших. Часто нападавшим приходилось осушать рвы с водой, чтобы продолжить штурм. Часто ров также частично засыпали, чтобы установить лестницы или осадные леса. Подъемные мосты через рвы или рвы с водой позволяли жителям замка при надобности входить в замок и выходить из него. В случае опасности подъемный мост поднимали, таким образом отсоединяя замок от внешнего мира. Мосты поднимались механизмом внутри замка, хорошо защищенным от врага.

    Слайд 13

    Опускаемая Решетка

    Опускаемая решетка из толстых металлических прутьев намертво блокировала ворота замка в случае опасности. Ворота замка, как правило, были внутри специальной башни, которая была хорошо укреплена. Обход ворот (тайный подземный ход) также мог находиться в этой башне. Этот тоннель обычно был заблокирован несколькими мощными решетками. Механизм, поднимавший решетки, находился на верху башни и был сильно защищен. Опускаемые решетки могли быть комбинированы из железных прутьев и толстых бревен. Защитники и нападавшие могли стрелять друг в друга и колоть через решетки.

    Слайд 14

    Потерна для доставки продовольствия с подъёмной рампой

    Некоторые большие замки снабжались таким способом, чтобы избежать неожиданной атаки и одновременно случайного проникновения шпионов.

    Тяжёлые грузы и туши животных втягивались внутрь лебёдкой по полозьям, лежащим в середине настила.

    Слайд 15

    Ставни

    Помимо выполнения защитных функций, они прикрывали лучников или арбалетчиков от ослепления солнцем и от взглядов противника, которого можно было рассматривать совершенно спокойно.

    Слайд 16

    Башни

    По углам и часто через определенные промежутки вдоль стен стояли башни. Башни выступали за стены замка, позволяя защитникам из башен обстреливать стены замка. С угловых башен защитники могли обстреливать две стены. Ворота часто защищались башнями с обеих сторон. Некоторые замки начинались с простых башен и перерастали в ложные комплексы из стен, внутренней крепости и дополнительных башен.

    Слайд 17

    Завоевание замков

    Завоевание и защита замков было основной военной деятельностью в эпоху Позднего Средневековья. В то время города быстро росли и развивались, имели большую стратегическую важность. Хорошо укрепленный город-замок мог оборонять и удерживать небольшой хорошо вооруженный отряд воинов, а для захвата такой крепости нужно было намного больше военной силы. Нападавшие должны были иметь достаточно большую армию, чтобы захватить и подчинить прилежащие к замку земли, подготовить позиции для штурма замка или хотя бы не давать защитникам замка передохнуть.

    Осада: Для предотвращения побегов или вылазок из замка неприятеля осаждающая армия занимала позиции вокруг этого замка. Близлежащие фермы и деревни захватывались осаждающими войсками. Повсюду выставлялись дозоры, чтобы они могли быстро приносить сведения о приближении неприятельской армии и для добычи продовольствия. Предводители дозоров исследовали ситуацию и решали, что предпринимать: либо просто осадить замок, либо активно готовиться к массивному штурму. Если они собирались взять замок при помощи голода, тогда они не нападали на замок, а давали возможность защитникам умереть с голоду, не подпуская к замку повозки с продовольствием и подкрепления.

    Слайд 18

    Осадное снаряжение

    Осадное оборудование применялось для преодоления стен и других укреплений замка. Прорвавшись с помощью осадного оборудования через укрепления замка вся мощь нападающей армии сталкивается лицо к лицу с малочисленным гарнизоном защитников. Большая часть осадного оборудования разработана специально для того, чтобы сокрушать или проламывать стены. В дополнение к обычной лестнице, осадное оборудование чаще всего использовалось в период Средневековья. Осадное оружие состояло из больших катапульт – требушетов*, баллист**, осадных башен, массивных таранов и больших щитов для прикрытия людей. Как только в стене была пробита брешь или осадную башню доставили на место, отряды из солдат смельчаков-добровольцев начинали штурм.

    Эти отряды добровольцев известны в истории как "отряды смертников," поскольку почти все они погибали в сражении с защитниками крепости. Но тем немногим, кому удавалось выжить получали самые высокие награды в виде повышения по службе, титулов и награбленной добычи.

    Слайд 19

    Штурм

    До последнего момента штурма, воины будут стрелять по стене замка, чтобы помешать защитникам подготовиться к штурму с осадной башни. Если первой группе нападавших из башни удастся пробраться на стену, то за ней по мостику хлынет поток вооруженных воинов, чтобы окончательно захватить замок.

    Слайд 20

    Модель средневекового замка

  • Слайд 21

    Модель моего замка была сделана мной с помощью моего папы на основе конструктора «Средневековая каменная крепость» и дополнена самодельными конструкциями и игрушечными воинами. В замке находится главная башня - донжон, окруженная стенами и башнями с бойницами. Башня с главными воротами защищена решеткой и подъемным мостомчерез ров. Внутри замка находятся хозяйственные постройки - склад и конюшня под навесом. Снаружи замка расположена первая линия обороны-частокол с маленькими воротами и деревянной сторожевой башней, соединенный с замком легкоразрушаемым мостиком.

    Естественное препятствие: замок расположен на холме и окружен рвом с водой.

    Замок запечатлен в момент штурма. Нападающие используют осадные машины и приспособления - таран, лестницы, передвижные щиты, большую осадную башнюс мостиком. Защитники замка ведут оборону со стен, башени частокола с помощью метательного и холодного оружия. По мостику двигается отряд для совершения вылазки.

    После того, как я рассмотрела различные оборонительные сооружения крепостей, я поняла, что своей конструкцией замки были полностью подготовлены к длительной обороне и отражению штурмов.

    Когда мы с папой сделали модель средневековой крепости, я по настоящему увидела оборонительные сооружения крепости и поняла, как они были важны при длительной обороне и отражении штурмов.

    Я сделала вывод, что в средние века оборонительная ценность замков была очень велика, хотя с появлением пушек потеряла свою значимость.

    Слайд 29

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо «Эпоха крестовых походов», Полигон,
    2. Санкт-Петербург 2003.
    3. Е.А. Разин «История военного искусства», Полигон,Санкт-Петербург 1999.
    4. Н.И. Ионина «100 Великих замков», Вече, Москва, 2004.
    5. Л. Функен и Ф. Функен «Энциклопедия вооружения и военного костюма СРЕДНИЕ ВЕКА», Астрель, Москва 2002.