Пророк Иона - пророк поневоле. Священно-ироническая повесть Библии. История «пророк Иона в чреве кита» — правда или притча Что означает история про иону в библии

Пророк Иона был во чреве кита три дня и три ночи – так говорит Библия.

В настоящее время ученые представили доказательства, указывающие на то, что происшед­шее с пророком Ионой в действительности могло иметь место. А ведь еще не так давно многие из них утверждали, что кит не мог проглотить Иону. Слава Богу, открытия XX века изменили мне­ние многих скептиков, и даже самые отъявленные из них заколебались в све­те последних научных данных.

Разумеется, никто из верующих во Христа не может сомневаться насчет происшедшего с пророком Ионой, ибо Сам Христос положил печать на сей предмет, когда сказал: "Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Матф. 12, 40). Здесь Христос опровергает - по крайней мере (и это в присутствии многих свидетелей, в т. ч. Его учеников) -идею, что книга пророка Ионы является аллегорией (иносказанием), как это нравится предполагать критикам. Ибо если это сказано только в аллегоричес­ком смысле (что Иона находился во чреве кита), тогда следует заключение, что и пребывание Христа в сердце зем­ли в течение трех дней и трех ночей то­же имеет значение только аллегории. Тут мы имеем пример того, как отрица­ние истин Ветхого Завета ведет к отри­цанию Самого Христа и Его слов.

Отрицать историю с пророком Ионой равносильно отрицанию всего Священ­ного Писания, а это значит - отказу от веры. Однако ознакомление с текстом подлинника и некоторые научные знания, без сомнения, проливают свет на самые очевидные факты.

Известно, что подлинник святой Библии (Ветхий Завет) написан на еврей­ском языке, а Новый Завет - на языке греческом. Однако веврейском языке (каким написан Ветхий Завет и, в частности, книга пророка Ионы) кит называется словом "таннин". В Библии же, в Ветхом Завете, морское живое существо, поглотившее Иону, названо словом "даг", а слово "даг" означает «большая рыба» или «чудовище глубин».

Святая Церковь свидетельствует об этом уже более 1500 лет, называя существо, поглотившее Иону, "водным зверем".

А теперь о китах. Науке известны разнообразные породы китов. Так, например, есть род китов, имеющих 44 зуба в нижней челюсти и достигающих 18-20 метров длины. Но они имеют очень маленькую глотку. Вероятно, это и послужило поводом утверждать, что Иона не мог быть поглощен китом.

Есть и другой вид кита, так называемый "бутылочно-носовой" (или "с клювом"). Это небольшой кит, до 9 метров длины. Хотя он и малый, но имеет довольно большую глотку и не мог бы проглотить человека. Но пророк не мог быть поглощен им, потому что кит имеет зубы и пережевывает пищу, то есть, он скорее сжевал бы Иону, нежели извергнул изсебя.

Есть также киты, не имеющие зубов, но снабженные «китовым усом». Один из видов называется фин-бак.

Это киты, имеющие длину до 26 метров. Желудок такого кита имеет от 4 до6 камер, или отделений, причем в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей.

Такого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей.

Прежде чем проглотить слишком большой пред­мет, кит фин - бак проталкивает его в эту камеру. В случае, если в голо­ве этого кита окажется слишком большой предмет, он плывет к большой суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу.

Ученый доктор Рансон Гарвей свиде­тельствует, что его приятель, весом около 80 кг, вполз изо рта мертвого кита в эту воздушную камеру. Этот же ученый указывает,

что собака, упавшая за борт китоловного судна, через 6 дней была найде­на в голове кита живой. Из сказанного видно, что Иона мог пробыть во "чреве", т. е. в воздушной камере такого кита, 3 дня и 3 ночи и остаться живым. Так из научных данных и из непосредственно­го опыта мы можем видеть, что Иона мог быть поглощен и китом.

Но библейское слово "даг" указывает на "большую рыбу". Отсюда мы можем заключить, что Иона мог быть также по­глощен и морским существом - большой рыбой. Возможно, рыбой, именующейся китом-акулой или костяной акулой.

Свое название кит-акула получила вследствие того, что не имеет зубов. Кит-акула достигает 21 метра длины, процеживает пищу через большие пластинки (усы) во рту. Эта рыба имеет достаточно большой желу­док, чтобы там поместился человек.

А в подтверждение того, что Иона пробыл во чреве большого морского существа три дня и три ночи и остался живым, можно сказать словами Писания: для Бога нет ничего невозможного.

Один человек сказал: Ты сотвори вселенную и тогда сможешь сделать и больше того, чем Бог для Ионы.

Также небесполезно вспомнить и о сообщении в «Литерари Дайджест» о том, что однажды один моряк был поглощен китом-акулой. Через сорок восемь часов (т.е. двое суток), акула была убита. И вот ее вскрыли. Каково же было удивление собравшихся, когда нашли моряка, поглощенного этим зверем, живым (правда, он был в бессознательном состоянии). Причем моряк не имел ни­каких последствий своего пребывания во чреве кита-акулы, кроме разве что потери волос и нескольких волдырей, вздувшихся на коже. Потом моряк, придя в себя, рассказывал, что только страх не давал ему покоя, когда он был во чреве кита-акулы. Как только он приходил в сознание и понимал, где находится, он снова моментально терял сознание.

Итак, мы видим, что Иона мог быть поглощен большой рыбой даже без на­рушений естественных законов приро­ды. Отпадают все "несуразности" и "противоречия". Верно и неизменно сло­во Божие, оно никогда не может нахо­диться в противоречии с истинной на­укой.

Животное, чаще всего подвергавшееся насмешкам со стороны критиков Библии, — это, несомненно, большая рыба, проглотившая Иону. Она вполне могла быть китом.

В King James Version новозаветное греческое слово ketos так и переводится (Мф. 12:40), однако само по себе оно означает просто огромную рыбину.


(Матф.12:40)

Слово, использованное в ветхозаветном рассказе об Ионе (евр. dag ), обычно обозначает рыбу, но здесь оно видоизменено в gadol , что означает «большая рыба ».


(Ион.2:1)

В библейской таксономии кит — безусловно, большая рыба (а не «зверь земной», как называют других крупных диких млекопитающих), но существуют и другие большие рыбы (например, китовая акула). Это могла быть и ныне вымершая рыба, или даже рыба, предусмотренная Богом специально для этого случая.

По крайней мере, критики явно неправы, когда утверждают, что пищевод кита недостаточно велик, чтобы человек мог пройти через него в желудок. Пищеводы некоторых видов китов, а также китовой акулы, как, возможно, и других китовых, достаточно велики для этого.

Более того, история современных китобойных флотилий уже зафиксировала несколько случаев, подобных тому, что произошел с Ионой, когда люди были проглочены китами и все же выживали.

Тем не менее, случившееся с Ионой — несомненно, чудо, поэтому в привлечении естественнонаучных параллелей нет необходимости.

Сказано, что оно подобно смерти и воскресению Христа; сам Иона свидетельствовал, что утонул и его душа находилась в шеоле (эквивалент ада, место пребывания отошедших в вечность духов); его тело было проглочено рыбой, а затем оживлено Богом и извергнуто из чрева рыбы (Иона 2:2,5,6,10) в ответ на молитву Ионы.

Избавление Ионы было великим чудом творения, но еще большим чудом было всеобщее обращение города Ниневии после того, как Иона проповедовал там покаяние и веру в истинного Бога-Творца.

Иона сын Амафиина

Ниневия была великим городом к северо-востоку от Израиля. Бог повелел Ионе, сыну Амафиину, пойти в Ниневию и возопить против беззаконий ниневитян. Иона не хотел идти в Ниневию. Очевидно, он хотел разрушения этого города, он боялся, что если он будет проповедовать там, люди могут покаяться, и Бог пощадит их от истребления.

На первый взгляд покажется странным, почему Иона не хотел проповедовать в Ниневии. Но причина проста. В то время Израиль переживал период благоденствия, а Ниневия была ближайшим большим городом, который мог бы стать угрозой для Израиля. Поэтому Ионе было бы очень приятно, если ниневитяне остались бы в своем нечестии, так чтобы Бог истребил их.

Вместо того, чтобы идти в Ниневию, Иона пришел в Иоппию и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис. Он отдал плату за поездку и взошел на корабль, чтобы бежать от Господа.

3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа.
(Ион.1:3)

Фарсис был в противоположной стороне от Ниневии.

Богу это было неугодно, и Он навел на море сильный ветер, и тогда корабельная команда испугалась за свои жизни. Иона признался, что он пытался убежать от Господа, и корабельщики бросили его в море, после чего яростный ветер утих (Иона 1:4-15).

Бог послал большую рыбу проглотить Иону.

1 И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.
(Ион.2:1)

Иона провел в чреве этой огромной рыбы три дня и три ночи, а потом Бог повелел рыбе извергнуть Иону на сушу. После этого Иона проповедовал в Ниневии, говоря:

“Еще сорок дней, — и Ниневия будет разрушена.” (Иона 2:1,11; 3:1-4).

В результате проповеди Ионы Ниневия была спасена.

5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
(Ион.3:5-10)

Иисус сын Бога

Пребывание Ионы в чреве большой рыбы в течение трех дней и ночей было прообразом трех дней и ночей, проведенных Иисусом в гробнице.

Иисус сказал:

40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
(Матф.12:40)

Имея в виду этот рассказ об Ионе, мы рассмотрим соответствия между ним и Христом.


+ Имя Иона значит “голубь ”, символ смирения и доброты. Иисус смирен и добр.

1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
(2Кор.10:1)

Так Он изображен для нас:

“как овца, веден был Он на заклание; и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих” (Ис. 53:7; Деян. 8:32).

Когда Иисус крестился, Святой Дух сошел на Него в телесном виде, как голубь, и пребыл на Нем.

22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
(Лук.3:22)

32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
(Иоан.1:32,33)

+ Проповедь спасения

После того как рыба извергнула Иону на сушу, он объявил грешной Ниневии о мщении Божьем, говоря:

4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена !
(Ион.3:4)

Эта проповедь принесла Ниневии спасение.

10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.
(Ион.3:10)

Подобным же образом, Иисус провозглашал грешному миру мщение Божье.

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
(Мар.9:42-46)


(Мар.16:16)

13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
(Лук.13:13)

22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
(Деян.3:22,23)

Проповедь Иисуса принесла спасение всем повинующимся Ему.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Матф.11:28-30)

16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго.
(Матф.16:16)

10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(Лук.19:10)

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
(Тит.2:11-14)

+ Грехи

За свои собственные грехи Иона отдал себя, чтобы спасти команду корабля.

12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря.
(Ион.1:12)

Иисус отдал Самого Себя, но не за Свои грехи, ибо Он…

22 Он не сделал никакого греха , и не было лести в устах Его.
(1Пет.2:22)

Иисус положил Свою жизнь за грехи этого мира, чтобы спасти его.

17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
(Иоан.10:17,18)

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
(Иоан.3:17)

21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
(2Кор.5:21)

24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
(1Пет.2:24)

+ Вернулся на третий день

Иона провел в чреве огромной рыбы три дня и три ночи. Затем Иона вышел оттуда и провозгласил Ниневии послание от Бога.

1 И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.
(Ион.2:1)

11 И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.
(Ион.2:11)

1 И было слово Господне к Ионе вторично:
2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе.
3 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.
4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!
(Ион.3:1-4)

Иисус восстал из мертвых на третий день.

38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
(Матф.12:38-40)


48 Вы же свидетели сему.
(Лук.24:46-49)

Он вышел из гробницы и явился многим.

9 Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
(Мар.16:9)

1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
(1Кор.15:1-8)

После Своего воскресения Он проповедовал и повелел апостолам идти по всему миру и проповедовать евангелие всякой твари.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Матф.28:18-20)


16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
(Мар.16:15-20)

1 Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
(Деян.1:1-3)

+ Спасение

Если бы не проповедь Ионы, Ниневия была бы разрушена. Ниневитяне покаялись после того, как услышали слово Божье от Ионы.

10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.
(Ион.3:10)

Сегодня люди спасаются проповедью евангелия.

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:15,16)

46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,
47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
48 Вы же свидетели сему.
49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
(Лук.24:46-49)

13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим.10:13-17)

21 Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
(1Кор.1:21)

Как Ниневия была бы разрушена, если бы не вняла проповеди Ионы, так и люди сегодня остаются духовно потерянными; вечную погибель обретут те, кто отказываются внять евангелию Христову и повиноваться Ему.

16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину.
(Рим.1:16)

6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
(2Фесс.1:6-9)

28 [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью,
29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.
31 Страшно впасть в руки Бога живаго!
(Евр.10:28-31)

25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не] [избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес,
(Евр.12:25)

9 Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
(2Пет.3:9)

+ Евангелие не есть мертвая буква, но слово, которому мы должны внимать и повиноваться.

ИОНА Мат. 12:38-40

  • Имя Иона значит “голубь”, символ смирения и доброты
  • Иона провозгласил грешной Ниневии мщение Божье (Иона 3:4)
  • Проповедь Ионы принесла Ниневии спасение (Иона 3:10)
  • Иона пожертвовал собой (Иона 1:12)
  • Иона пожертвовал собой, чтобы спасти корабельщиков, за свои собственные грехи (Иона гл. 1)
  • Иона провел в чреве рыбы три дня и три ночи (Иона 2:1)
  • Иона вышел из чрева рыбы (Иона 2:11)
  • Иона, после того как вышел из чрева рыбы, проповедовал в Ниневии (Иона гл. 3)
  • Ниневия была спасена проповедью Ионы (Иона 3:10)
  • Ниневия была бы разрушена, если бы не вняла проповеди Ионы

ХРИСТОС Мат. 12:38-40

  • Иисус был смирен и добр (2 Кор. 10:1; Ис. 53:7; Деян. 8:32). Дух сошел на Него в виде голубя (Мат. 3:16)
  • Иисус провозгласил мщение Божье против грешного мира (Мар. 9:42-46; 16:16; Деян. 3:22,23)
  • Иисус принес миру спасение (Мат. 11:28-30; Мар. 16:16; Лук. 19:10; Тит. 2:11-14)
  • Иисус пожертвовал Собой (Иоан. 10:17,18; 2 Кор. 5:21)
  • Иисус пожертвовал Собой за грехи этого мира ради спасения этого мира (Иоан.3:17; 2 Кор. 5:21; 1 Пет. 2:24)
  • Иисус был в гробнице три дня и три ночи (Мат. 12:38-40; 16:18-21; Лук. 24:21,46-49)
  • Иисус вышел из гробницы (Мар.16:9; 1Кор.15:1-8; Рим. 1:4)
  • Иисус проповедовал после Своего воскресения и повелел проповедовать Своим апостолам (Деян. 1:1-3; Мат. 28:18-20; Мар. 16:15-20)
  • Люди спасаются проповедью евангелия (1 Кор. 1:21; Рим. 10:13-17; Мар. 16:15,16; Лук. 24:46-49)

Сюжет «пророк Иона в чреве кита» описывается в Книге пророка Ионы (ивр. יוֹנָה‎) — девятнадцатая часть Танаха и пятая часть «малых пророков» Ветхого завета Библии (Ион.1:1-16, 2:1-10)

В Музей Техногенной Магии эта история помещена как пример позитивного узнаваемого описания путешествия в деревянном наборном корабле, очень большом по сравнению с использовавшимися в то время долблеными лодками-однодеревками и вязаными из тростника, папируса бунтовыми судами.


Согласно Библии, Иона плыл по Средиземному морю на корабле в Фарсис. Во время шторма будто бы выброшен командой корабля за борт. Иона описывает обычное утопление «вверг меня в глубину», «объяли меня воды», «морской травой обвита голова моя». Далее повествуется о необычном спасении "И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи." А затем был выпущен китом на берег в Ливане.

Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение, пребывания пророка во чреве кита (3 Макк.6:6) и его проповеди в Ниневии (Тов.14:8). Затем Иосиф Флавий, передавая в «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание книги Ионы, считает её за подлинную историю.

Оригинальное название пожирателя Ионы — «большая рыба», «даг гадол», было переведено на греческий как «кетос мегас», что потом было сокращено до просто кита. В славянские языки термин «кит» попал из греческого, в котором Ketos, или Keto сперва означало древнегреческую богиню глубин, а позже — любое морское чудовище.

Ближе всего к разгадке подошла Е.П. Блаватская, которая предположила, что выражение "великий кит" происходит от слова Keto — имени Дагона, бога рыб. Иона, по ее мнению, был в действительности помещен в каюту, выдолбленную внутри гигантской статуи Дагона.

Такие древние иллюстрации сюжета на первый взгляд могли бы быть намеком на показанную ниже триеру, но кораблик маловат для поражения воображения и вообще "пасть кита" находится не на носу, а на корме, что будет показано далее . Опять же, доски на современной реконструкции слишком идеальные и не внахлест, поэтому и не напоминают рыбью чешую.

Кстати, даже в 13 веке н.э. кита изображали по-рыбьему, видно не было рисовальщиков среди китобоев. Зато процесс вытапливания китового жира (ворвани) показан вполне реалистично:

Кит. Картинка из бестиария Харли (Англия, 13 век)

В качестве ликбеза дадим несколько пояснений об общем устройстве морского судна, корабля, называемого Блаватской «гигантской статуей бога рыб».

По чисто техническим причинам корма изначально стала главной частью судна, поскольку там располагался кормчий (рулевой), управлявший кормилом (рулевым веслом). На больших парусных судах именно на корме уютно размещался «мозг» - капитан с помощниками, рулевое колесо, компас и пр. оттуда хорошо видно все паруса, направление движения судна и вообще всю обстановку на палубе.

Кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы называется «ют» (от нидерл. hut). Ют, частично утопленный в корпус судна, называется полуютом. Поначалу каюты были только на юте, и только для начальства. А всякие матросики расползались спать и кушать как тараканы по разным щелям - куда придется.

В противоположность корме носовая часть корабля была наименее почетная, именно там находился гальюн (туалет) и поэтому красивые ростральные, носовые фигуры корабля также именовались гальюнными фигурами.

Отсюда видно что даже физиология «большой деревянной рыбы» вполне совпадает с живыми организмами, только двигается «хвостом вперед».

На верхнем изображении "морда большой рыбы" достаточно выразительная, особенно если представить вечернюю подсветку фонарями, и даже чем-то похожа на фантазийную гравюру:

Теперь можно сравнить с первыми иллюстрациями, где Иона без всякой паники со свитком в руках выглядывает из пасти "огромной рыбы", несущей его в море и представить как выглядел Иона на балконе ЮТа, где он не просто приЮТился, а уЮТно устроился в каЮТе:

Старинное название располагавшихся на корме шканцев и юта — ахтерзейль-кастель (от jacht - яхта, zee - море, kasteel - замок) - "замок морского судна". Действительно дворец, снаружи несколько устрашающе, но внутри очень комфортно:

Для непосвященных такие морды покажутся страшноватыми, особенно размерчики

Теперь рассмотрим внутреннее строение кита Ионы без "чешуи" внешней обшивки:

"Скелет кита Ионы" называются судовым набором , "рёбра кита" называются шпангоутами

Старинный судовой набор и современная игрушечная модель:

В Библии есть история о пророке Ионе и о том, как его проглотил огромный кит. Согласно Священному Писанию, Иона провел во чреве кита трое суток. Сегодня мы поговорим о смысле этой истории и о ее символическом значении. Но вначале узнаем, кем же был Иона в Библии.

Пророк Иона, проглоченный китом.

Пророк Иона жил, вероятно, на рубеже VIII-IX веков до н. э. Упоминания о нем находим в Четвертой Книге Царств (14 глава). Иона был родом с севера Галилеи, он родился недалеко от Назарета, где 800 лет спустя родился Иисус Христос.

Пророк Иона - самый древни из еврейских пророков, чье писание вошло в состав Ветхого Завета. В Книге Пророка Ионы содержатся многочисленные пророчества о судьбе Израиля.

Как кит проглотил Иону?

Господь повелел Ионе проповедовать в Ниневии. Иона не пожелал исполнить волю Божию и пытался укрыться на корабле. Господь, желая вразумить Иону, послал бурю. Иона понял, по какой причине разыгралась буря, и дабы спасти корабль и людей попросил корабельщиков сбросить его за борт. Буря прекратилась немедленно. По велению Господа пророка Иону проглотил кит.

Иона во чреве кита.

Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи. Иона в чреве кита молился Богу и каялся в своем непослушании. Господь простил Иону и повелел киту извергнуть пророка на сушу. После этого события Иона всегда исполнял волю господню.

Во чреве кита Иона не потерял присутствия духа, он уповал на Господа, и Господь снова позволил ему увидеть свет. Молитвы Ионы во чреве кита легли в основу 6-й песни канонов.

Толкование и смысл истории об Ионе и ките.

Нам известно, что Иона был во чреве кита в течение трех дней. Это трехдневное пребывание часто описывают как символическую предысторию трехдневного пребывания Иисуса Христа в земле.

…ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Евангелие от Матфея)

История Ионы и кита – прообраз смерти, вознесения и проповеди Христа. Как Иона добровольно бросился в море с корабля, так и Христос добровольно взошел на Голгофу. Иона приносит жертву для спасения корабля и людей на нем, Иисус приносит жертву для спасения всех людей. Через три дня Иона невредимым выходит из тела кита, а Христос – из сердца земли. После чудесного избавления Иона проповедует жителям Ниневии, а учение Христа распространяется по всей Земле после его Воскресения.

Историю об Ионе, проглоченном китом можно истолковать и как историю каждого человека. Корабль Ионы можно сравнить с нашей душой, которая мечется в житейском море страстей. Только вместе с Богом душа найдет себе спокойную гавань.

Мнение науки по поводу правдивости истории об Ионе во чреве кита.

Мнения о правдивости истории Ионы и кита можно разделить на три группы.

  • Большая рыба или кит (неопределенного вида) действительно проглотил Иону.
  • Особое творение Господа (не рыба или кит, известные нам) действительно проглотило Иону.
  • Не было никакой рыбы: эта история является аллегорией, рыба – это литературный прием, а сама история – это видение или сон.

Могла ли история об Ионе и ките быть правдой, или это символический рассказ, эдакая аллегория? Многие ученые считают, что история могла произойти на самом деле. Здесь следует обратить внимание на то, что в оригинале Библии, иону проглотил не кит, который по-еврейски называется «таннин», а некое существо, обозначенное словом «даг», что в переводе будет «морское чудовище» или «чудовищная рыба».

Все мы знаем, что большинство китов питаются планктоном и физически не способны проглотить человека целиком. Но есть виды китов, которые могут проглотить человека, так как пищевод их работает наподобие клапана и проталкивает в огромный желудок пищу под напором воздуха. Теоретически, такой кит мог бы проглотить человека живьем.

Есть также реальная история о моряке, который был проглочен китовой акулой и прожил внутри акулы 2 суток, после чего был извлечен без сознания моряками, который, к счастью, выловили акулу и распотрошили ее.

Вероятные литературные источники истории об Ионе и ките.

Джозеф Кэмпбелл предложил провести параллель между историей об Ионе и эпосом о Гильгамеше, а также с греческой мифологией, а точнее с мифом о Ясоне. Обе эти истории имеют много общих мотивов, первый и весьма очевидный — схожесть в именах главных персонажей.

Гилдас Хамель, опираясь на книгу Ионы и греческую мифологию, выделяет ряд общих мотивов для обеих историй:

  • имена героев,
  • присутствие голубя,
  • идея «бегства»,
  • описание бури,
  • наличие морское чудовище или дракона, угрожающего герою и пр.

Хамель считает, что некий неизвестный еврейский автор адаптировали древнегреческий мифологический материал, чтобы передать свои собственные идеи. Однако, по всей видимости, эта догадка неверна в силу того, что история о Ясоне, вероятно, появилась позже, нежели Библейская история об Ионе во чреве кита.

Библеисты предполагают, что литературные источники истории об Ионе и ките – в Вавилонской мифологии. Вероятно, фигура или изображение божества Оаннеса стала прототипом истории об Ионе, проглоченном китом. Возможно, изображение божества – полурыбы – получеловека было неправильно истолковано. Действительно, можно подумать, что человек выходит на свет из рыбы.

Однако, все это, хотя интересные, но всего лишь версии возникновения история об Ионе и ките.

Иона жил в VIII веке до Р. Х. Он родился в городе Геф-Хефер в Галилее. Предание не без основания считает его учеником пророка Елисея.

Господь посылает Иону проповедовать в языческий город Ниневию, жители которого жили нечестиво. В начале своего служения Иона разделял общепринятое тогда у евреев мнение, что все язычники — враги Бога и заслуживают лишь Его гнева и наказания. Но безграничный в Своем милосердии Господь во все времена желает спасения всем. Книга пророка Ионы, повествующая о посольстве его в языческую Ниневию, — откровение любви Божией, которая обращается не только к избранному народу, но и ко всем людям. Мысль эта станет одной из главных в Новом Завете. Ионе еще предстояло понять, что Бог, хотя и избрал еврейский народ и заключил с ним завет, не оставляет и другие народы. Поэтому пророк, вместо того чтобы исполнить повеление Божие, отправился в Иоппию (современная Яффа), сел на корабль и отплыл в Финикийскую колонию в Испании — Фарсис. Однако Господь вызвал на море сильный ветер. Поднялась великая буря. Кораблю грозила гибель. Мореходы устрашились и стали взывать к своим богам. Иона же полностью покорился воле Божией. Он спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул.

Его разбудил начальник корабля и сказал: встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем (Иона 1, 6). Моряки решили бросить жребий, чтобы узнать: из-за кого случилась буря? В древности не только у евреев, но даже и среди язычников было распространено мнение, что бедствия постигают людей за какие-то грехи. Жребий пал на Иону. Моряки спросили его: кто он и где его страна? Пророк Иона исповедал Единого Бога — Господа Вселенной: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу (Иона 1, 9). Затем Иона сказал, что бежит от лица Господа. Моряков охватил страх. Они спросили, что им сделать с ним, чтобы утихла буря. Иона попросил бросить его в море, уверяя, что море утихнет. В этой просьбе — и глубокое сознание своей вины перед Богом, и жертвенный подвиг. Пророк поднимается до высоты евангельской любви. Смерть свою он воспринимает как единственный способ спасти невиновных спутников. Пророк Иона является здесь прообразом Спасителя, Который пострадал до смерти, чтобы спасти людей.

Корабельщики, прежде чем исполнить просьбу Ионы, обратились с молитвой к Богу, Которого исповедует Иона. Они бросили Иону в море, и буря сразу же утихла. Моряки устрашились и дали обеты Господу.

Господь повелел киту проглотить Иону. В еврейском тексте книги говорится о большой рыбе (даг гадол ). Переводчики на греческий язык поставили слово кэтос , которое может означать не только большую рыбу, но и всякое большое морское животное. Точно так же в церковнославянском языке кит — большое морское существо (рыба или животное).

Иона был во чреве кита три дня. Сам Спаситель указывает на событие как на прообраз Своего трехдневного погребения и воскресения (см.: Мф 12, 40). Пророк Иона вознес Богу горячую покаянную молитву. По Божественному повелению кит изверг Иону на берег.

После этого было вторичное повеление Господа Ионе идти в Ниневию и проповедовать там. Бог установил для жителей сорок дней. Если они не покаются и не оставят нечестие, то город погибнет.

Миссия, которая предстояла пророку Ионе, могла быть исполнена только с помощью Божией. Город был обширный и многолюдный. Это подтверждается трудами древних историков (Геродота, Ктезия и других). Из одного конца в другой можно было пройти за три дня.

Грозное слово пророка о приближающейся гибели города поразило сердца царя и народа. Они раскаялись в нечестии и наложили строгий пост на себя и на свой скот. Господь пощадил город и его жителей. Иону постигла человеческая немощь: он огорчился, что не исполнились его угрозы, и скорбел. Ожидая исполнения приговора, он вышел из Ниневии, сделал себе кущу и скрылся в тени от солнца. Господь вразумил его, сотворив чудо. По особому действию Божию над головой Ионы в одну ночь выросло тенистое растение. Иона очень обрадовался. Но Бог устроил так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение. Оно засохло. Солнце палило голову Ионы. Он изнемог и просил себе смерти. Господь сказал ему, что он жалеет растение, над которым не трудился. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (Иона 4, 11).

Книга пророка Ионы весьма назидательна. Покаяние жителей Ниневии Спаситель ставит в пример Своим современникам (см.: Лк 11, 32).