Самый первый авианосец в мире. Авианосцы ВМС США: названия, типы и характеристики

Авианосец класса "Нимиц"


Авианосцы класса "Нимиц" - серия американских авианосцев с ядерной силовой установкой, являются самыми большими военными судами в мире. Класс получил название по первому построенному авианосцу "Нимиц".

Первый атомный многоцелевой авианосец типа "Нимиц" был заложен 22 июня 1968 года. Строительство продолжалось четыре года, передача флоту состоялась 3 мая 1975 года.

Всего, начиная с 1968 года, было построено 10 судов. Серия кораблей "Нимиц" стала крупнейшей в послевоенный период. Все авианосцы этого типа были построены и продолжают строиться на судостроительной верфи в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния.

Основные характеристики

Длина: 333 м
Ширина полётной палубы: 76,8-78,4 м
Водоизмещение: 98 235 тонн, максимум 104 112 тонн при полной загрузке
Скорость: 30 узлов (около 56 км/ч)
Энергоустановка: два реактора A4W, четыре шахты
Авиация: максимум 90 единиц, в том числе 64 самолёта (включая 48 ударных и 16 самолётов поддержки) и 26 вертолётов палубного базирования
Команда: экипаж 3200 человек + авиакрыло 2480 человек
Срок эксплуатации: более 50 лет
Время эксплуатации реакторов без замены энергоносителей: около 20 лет.

В соответствии с классификацией кораблей ВМС США все суда этого типа имеют бортовой номер, например первый корабль этого класса имеет номер CVN-68, где обозначение CVN – многоцелевой авианосец с ядерной энергоустановкой, а 68 - порядковый номер авианосца в ВМС США.

Все корабли класса "Нимиц" конструктивно практически одинаковы, однако начиная с четвертого, имеют увеличенные водоизмещение, осадку и период между перезарядками топлива ядерных реакторов (до 20 лет). Они могут отличаться составом действующих с них авиакрыльев, комплексом радиоэлектронного вооружения, а также наличием дополнительного оборудования. Например, на авианосце "Карл Винсон" установлен тренажерный комплекс, позволяющий отрабатывать учебно-боевые задачи в масштабе соединения.

Авианосцы типа "Нимиц" построены по классической схеме, но в то же время имеют ряд особенностей: корпус сварен из стальных листов, а основные несущие конструкции, включая полетную палубу, выполнены из броневой стали.

Полное водоизмещение кораблей поздней (начиная с CVN72) постройки составляет 102 000 тонн. Силовая установка состоит из двух водо-водяных реакторов A4G/A1W, которые работают на четыре паровых турбины общей максимальной мощностью 280000 л.с. Турбины вращают четыре пятилопастных винта. Вспомогательная силовая установка состоит из четырех дизелей общей мощностью 10720 л.с.

На корабле имеется более 4000 помещений различного назначения.

Экипаж корабля состоит из 3184 человек (203 офицера) корабельной команды, 2800 человек (366 офицеров) авиагруппы, и 70 (25) человек командования авианосной ударной группы. Всего на корабле можно разместить более 6000 человек.

В настоящее время стандартное авиакрыло включает 78 самолетов и вертолетов: 20 истребителей F-14B/D "Томкэт", 36 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 "Хорнет" или "Супер Хорнет", 8 самолетов противолодочной обороны (ПЛО) S-3A/B "Викинг" (часто используются как разведчики или летающие танкеры), 4 самолета ДРЛО Е-2С "Хокай", 4 самолета радиоэлектронной борьбы ЕА-6В "Проулер", 4 вертолета ПЛО SH-60F "СиВи Хело" и 2 поисково-спасательных вертолетов HH-60H "Си Хок".

Оборонительное вооружение корабля включает три зенитных ракетных комплекса "Си Спарроу" и четыре 20-миллиметровых зенитных артиллерийских комплекса "Вулкан – Фаланкс". Бортовое вооружение предназначено для обеспечения защиты корабля главным образом от воздушного противника, прорвавшего дальний и средние рубежи ПВО авианосной ударной группы. Два трехтрубных 324-миллиметровых торпедных аппарата служат для борьбы с торпедами, находящимися по кильватерному следу.

Радиоэлектронные средства включают радиолокационные станции обнаружения, управления воздушным движением и навигации, станции спутниковой связи системы SATCOM, управления с цифровыми линиями связи, станции радиоэлектронной борьбы и постановки помех, станции ЗРК, а также навигационную систему TACAN. Последняя обеспечивает одновременно до ста самолетов данными об их местонахождении в радиусе трехсот миль от авианосца.

Список авианосцев класса "Нимиц"

"Нимиц" (CVN-68) – введен в эксплуатацию 3 мая 1975 года
"Дуайт Эйзенхауэр" (CVN-69) – введён в эксплуатацию 18 октября 1977 года
"Карл Винсон" (CVN-70) – введён в состав флота 13 мая 1982 года
"Теодор Рузвельт" (CVN-71) – введён в состав флота 25 октября 1986 года
"Авраам Линкольн" (CVN-72) – введён в состав флота 11 ноября 1989 года
"Джордж Вашингтон" (CVN-73) – зачислен в состав флота 4 июля 1992 года
"Джон К. Стеннис" (CVN-74) – введён в состав флота 9 декабря 1995 года
"Гарри Трумэн" (CVN-75) – введён в состав флота 25 июля 1998 года
"Рональд Рейган" (CVN-76) – введён в состав флота 12 июля 2003 года.

Десятый и последний корабль этого класса "Джордж Буш" будет спущен на воду в январе 2009 года. Торжественная церемония ввода в строй нового атомного авианосца состоится 10 января в военно-морском порту в Норфолке (штат Вирджиния).

CVN77 будет "переходным" кораблем от типа "Нимиц" к новым авианосцам CVX. На этом корабле предполагается отработать перспективные технологии, предполагаемые к использованию в конструкции CVX. Авианосец будет иметь измененную конструкцию корпуса и острова, уменьшенную радиолокационную заметность, усовершенствованные катапульты и системы обслуживания самолетов, а также сокращенный экипаж. CVN77 заменит в строю последний американский авианосец с неядерной силовой установкой, CV63 "Китти Хок", срок службы которого к 2008 году составит 47 лет.

Человек готов оберегать свой покой любыми путями. Просторы океана, например, хранят в себе невероятных размеров агрегаты, призванные служить на благо мира и спокойствия. Самые большие авианосцы будут рассмотрены ниже.

1 место

Энтерпрайз. Невероятных размеров авианосец, стоимостью 451 млн долларов. Оснащенный ядерной установкой, в длину он занимает 342 метра. Проект предполагал выпуск еще пяти подобных сооружений, однако, стоимость постройки Энтерпрайза показала, что такие планы слишком дорого обойдутся вооруженным силам США. Впервые спущен на воду в 1961 году. Полное водоизмещение корабля – 93 400 тонн.

2 место

Нимиц. Еще одно детище Америки, спущенное на воду в 1975 году. По проекту Нимица был построен еще десяток кораблей, последний из который введен в строй уже в 2009 году. Себестоимость этого типа авианосцев оказалась меньше, чем Энтерпрайза, потому был налажен серийный выпуск. Длина агрегата составляет 333 метра. Полное водоизмещение – 106 тыс. тонн.

3 место

Линкольн . Авианосец типа «Нимиц», спущен на воду в 1988 году, пятый корабль в проекте. Известен тем, что был использован во время боевых действий в Ираке, а так же был снят в нескольких фильмах. Длина судна составляет 332,8 м, водоизмещение корабля 97 тыс. тонн. Авиационная группа корабля являет собой 90 самолётов и вертолётов.

4 место

Китти Хоук . И снова США лидирует в списке производителей мощнейших авианосцев мира. Китти Хоук достигает в длину 327 метров, оснащен современными системами электроники и гидролокации. Корабль не имеет атомной артиллерии, как его последователи. Спущен на воду в 1955 году. Водоизмещение корабля составляет 93 тыс. тонн.

5 место

Форрестол . Назван в честь первого минобороны Штатов, Форрестол стал также первым проектом после Второй мировой войны. Весь опыт, полученный в результате ведения боевых действий, был собран лучшими военными инженерами и воплощен в этом авианосце. Его длина составляет 325 метров, водоизмещение – 81 тыс. тонн. Применялся с 1955 года. Один из примечательных случаев, связанных с этим авианосцем, это пожар, произошедший в 1967 году. Официальная версия гласит, что пожар стал следствием самостоятельного пуска ракеты под действием скачка напряжения.

6 место

Джон Кеннеди . Авианосец длиной в 320 метров и снова производства США. Четвертый последователь Китти Хоук, названный в честь 35-го президента Америки. Изначально было запланировано оснастить его ядерной установкой, но позже проект пересмотрели, приняв решение в пользу газотурбинных генераторов. Эксплуатировался с 1968 года. Водоизмещение судна – 82 тыс. тонн.

7 место

Мидуэй . Первооткрыватель тяжелых американских авианосцев, длиной 306 метров. Корабль имеет богатую историю, так как активно использовался во время бомбардировок Вьетнама и операции «Буря в пустыне». Сегодня он уже выведен из состава флота, но продолжает функционировать в другом ключе – как корабль-музей.

8 место

Адмирал Кузнецов . Построен в СССР, выходец Черноморского завода судостроительства. Назван в честь Адмирала Флота СССР, предназначался для атак против крупных целей и защиты морского пространства. На авианосце располагаются истребители и вертолёты во время походов. Длина корабля составляет 302 метра, выпущен в 1990 году. Водоизмещение – 59 тыс.тонн.

9 место

Лексингтон . Авианесущий корабль длиной 271 метр является одним из исторических в США. Выпущен на воду в 1929 году, был оснащен надстройкой и атомными установками, а также бронированным корпусом. Полное водоизмещение – 47 700 тонн.

10 место

Шинано . Представитель Японии в числе крупнейших авианосцев мира, имеет длину 266 м. Выпущен на воду в 1944 году. Примечательно, что к началу войны корабль был готов только на половину и строился по проекту линкора. Однако, после поражения японской армии у Мидуэй, было решено перестроить корабль в авианосец. Толщина брони новоиспеченного авианосца составляла 178 мм, оснащен резервуарами для хранения авиатоплива объемом 718 тонн. Полное водоизмещение корабля – 71 890 тонн.

Авианосец - корабль боевого и стратегического назначения. Основная ударная мощь заключается в авиации, располагаемой на палубе. На этих гигантах есть все для ремонта, обслуживания, а также временного хранения вертолетов и самолетов. На сегодняшний день все действующие авианосцы мира имеют большие размеры, а также самое современное оборудование. Давайте поговорим на эту тему более подробно и в деталях рассмотрим несколько самых больших кораблей. Среди них будут как легенды, так и до сих пор стоящие на вооружении авианосцы.

Общая информация

Впервые крупнейшие авианосцы мира начали использовать англичане во время 1-й мировой войны. Со временем правительство Англии осознало, что защищать границы куда проще, используя мобильные корабли. Ко Второй мировой войне англичане лидировали по количеству крейсеров, однако со временем они уступили лидерство США. Что же касается сегодняшней ситуации, то, безусловно, авианосцы являются не только боевыми единицами, несущими на себе маленькую армию авиации, но и средством связи, которое позволяет быстро обмениваться информацией. Основное требование, которое предъявляется к вооруженным силам - это мобильность, поэтому высокоманевренные боевые единицы играют ключевую роль во многих сражениях. Однако если случится ядерный обмен, то самые большие авианосцы мира станут первичной целью. Мощные энергетические установки позволяют находиться в открытом море десятками лет.

Современные авианосцы

На сегодняшний день наиболее активно такими кораблями пользуется На вооружении страны стоит порядка 11 авианосцев и 10 проектируется, в то время как у РФ всего один действующий и два строится. США используют крейсеры для решения конфликтов в Ираке, Афганистане, Косово и так далее.

Первый авианосец США, который имел на своем борту ядерную двигательную установку, был построен в 1961 году и носил название «Энтерпрайз». На сегодняшний день это один из Его длина составляет 342 метра.

В СССР Адмирал Кузнецов считал, что за авианосцами будущее. Поэтому под его командованием было развернуто строительство нескольких крейсеров, но после ухода Кузнецова новый адмирал Горшков закрыл проекты. Однако в 67-м году было принято решение построить «Минск», «Киев» и «Новороссийск».

Самые большие авианосцы мира

В первую очередь нужно рассказать о боевых кораблях с авиацией на борту класса «Нимиц». Эти гиганты считаются самыми большими и мощными не только в США, но и во всем мире. Всего было построено около десяти кораблей. Каждый из них обошелся правительству примерно в 4,5-5,0 миллиарда долларов. Последний авианосец считается самым мощным и назван в честь 41-го , Джорджа Буша-старшего. На своем борту «Джордж Буш» может перевозить порядка 90 единиц боевой техники. Тут и истребители различных марок, и боевые вертолеты. Предполагается, что каждый авианосец класса «Нимиц» будет эксплуатироваться в течение 50 лет, и только после этого его спишут. Но США уже начали строить корабли следующего поколения. Предположительно это будут авианосцы типа «Джеральд Форд», боевая мощь которых будет несколько увеличена, так же как и количество перевозимой авиационной техники.

Самый мощный и большой авианосец РФ

Главнокомандующий флотом Советского союза адмирал Кузнецов был действительно выдающейся личностью. В его память был построен с одноименным названием. Длина его составляет 305 метров и 10 сантиметров. Стоит обратить ваше внимание на то, что в отличие от авианосцев западного образца разработки советских кораблестроителей очень отличаются. Чего стоит только вооружение крейсера «Адмирал Кузнецов». Десятки крупнокалиберных зениток, противотанковые установки, противоторпедное вооружение и многое другое. По сути, тут присутствует тяжелое оборонительное наступательное оружие. Все это наряду с находящейся на борту, делает корабль смертоносным и эффективным при проведении боевых операций. Одновременно на борту корабля может находиться 40 единиц летательных аппаратов. Примерно 30 самолетов (с неподвижным крылом) и 10 вертолетов.

Модифицированный «Адмирал Кузнецов» или «Ляонин»

Данный корабль стал первым авианосцем, который поставил Китай на свое вооружение. Изначально «Ляонин» строился в Николаевской верфи на Украине для эксплуатации в Советском союзе. Однако после развала СССР авианосец достался Украине, которая после нескольких лет эксплуатации так нормально и не достроив корабль, продала его всего за 20 миллионов долларов Китаю. Китайцы довели крейсер до ума и поставили его на свое вооружение. Если перечислять все самые мощные авианосцы мира, то «Ляонин» будет на одном из первых мест. Обусловлено это тем, что он проектировался по примеру крейсера «Адмирал Кузнецов» с некоторыми модификациями. Именно поэтому, на борту корабля не только большой боезапас, которого хватит на несколько часов интенсивной битвы, но и большое количество летательных аппаратов. В Китае «Ляонин» используется для обучения пилотов.

«Кречет» из Индии

В настоящее время на вооружении у ВМС Индии 2 авианосца. Один из них имеет название «Викрамадитья», его длина составляет порядка 283-284 метра. Оригинальное название корабля «Баку» или «Модифицированный Киев». Он был построен еще в Советском союзе, однако после его распада Россия приняла решение о списания судна, что было обусловлено дороговизной поддержания рабочего состояния техники. В 2004 году авианосец был продан за 2,5 миллиарда долларов Индии. При этом судно было оснащено российскими истребителями и вооружением. Если называть все современные авианосцы мира, то «Викрамадитья» один из них. В 2013 году этот корабль был принят на вооружение. Авианесущий крейсер такого класса может перевозить на своем борту примерно 36 летательных аппаратов, в основном истребителей российского производства.

Авианосец «Сан-Паулу»

Типа «Клемансо» стояли на вооружении Франции в течение 39 лет. Всего было два таких корабля. Один в 2000 году был списан, а второй - продан Бразилии всего за 12 миллионов долларов. С момента покупки бразильские инженеры при поддержке французских коллег начали модернизировать судно. Изменениям подвергалось не только вооружение, которое было почти полностью обновлено, но и полетная палуба, которую удалось несколько расширить. В конце концов, были поменяны двигатели, всевозможные датчики и т.п. Однако сложно говорить о том, что на "Сан-Паулу" всегда все было хорошо. К примеру, в 2005 и 2012 годах там случились пожары, в результате которых погибло несколько матросов. «Сан-Паулу» может перевозить на своем борту 39 единиц боевой техники. Наступательный потенциал реализуется «Скайхоком» - американским легким штурмовиком. Длина корабля - 264 метра 80 сантиметров.

«Шарль де Голль»

В настоящее время имеют на вооружении несколько авианосцев. Один из них «Шарль де Голль». По сути, данный корабль является единственным атомным авианосцем, который не состоит на вооружении ВМС США. Строительство корабля обошлось государству примерно в 4 миллиарда долларов. Спустили на воду авианосец в 2000 году, хотя планировалось сделать это несколько раньше, но из-за кризиса строительство было заморожено. Поскольку реактор атомный, судно может плавать без дозаправки примерно 20 лет и перевозить на своем борту около 40 единиц воздушной техники. Неоднократно говорилось о том, что в 93-м году на борт «Шарль де Голль» проникли шпионы Ми-6, которым хоть и удалось осмотреть судно, но не удалось сойти с него, так как их схватили. В настоящее время многие авианосцы стран мира принимают участие в боевых операциях, и «Шарль де Голль» в их числе.

Заключение

Как вы видите, флот каждой страны нуждается в авианосцах. Безусловно, на сегодняшний день господство в море принадлежит США, так как их кораблей там больше, они имеют современное оборудование. Тем не менее есть потенциал и у России, а также ряда других стран, таких как Япония, Великобритания. В настоящее время есть большое количество перспективных проектов. К примеру, в этом году Япония планирует спустить на воду авианосец собственного производства «Изумо». Правда, так как у Японии нет разрешения на строительство авианесущих крейсеров, он заявлен как вертолетоносец. В этом же году на воду должен сойти и индийский «Виктрант», а в 2020 году - "Куин Элизабет" (Великобритания). Вот и все, что можно рассказать о том, какие они, лучшие авианосцы мира, и чем примечателен каждый из этих гигантов.

Авианосец Дуайт Эйзенхауэр, слева: через пирс, Джон К. Стеннис (USS John C. Stennis (CVN-74)) отходит Норфолке, штат Вирджиния на свой первый развертывания, 26 февраля 1998 года. ВМС США фото фотографа 3-го класса Лия Канакской Один из основных предварительных проектов CVX является авианосец-невидимка. Внешне он радикально отличается от всех предыдущих кораблей этого класса. Стреловидная носовая часть призвана уменьшить радиолокационную заметность. Надстройка - «остров» - также выполнена с элементами технологии «стэлс». Вся верхняя часть представляет собой большую взлетно-посадочную палубу. Самолеты также смогут взлетать и с двух вспомогательных взлетных палуб, расположенных по бортам практически по всей длине корпуса. Первый из авианосцев нового класса уже спущен на воду.

В ноябре 1961 года в состав американского флота был введен первый авианосец с ядерной энергетической установкой – CVAN-65 «Энтерпрайз». На нем полностью отсутствовало артиллерийское и ракетное вооружение – его оборона возлагалась на его же собственные самолеты. Астрономическая по тем временам сумма в 450 млн. долларов, затраченная на его постройку, оставила его единственным в своей серии. Первый корабль новой серии атомных авианосцев типа «Нимитц» был заложен в 1968 году. Его собратья и на сегодняшний момент продолжают оставаться самыми крупными боевыми кораблями в мире.

Один корабль серии «Нимитц», заслуживает особого внимния, а именно: «Джордж Буш-старший» CVN-77 . Хоть этот корабль номинально и считается 10-м в серии, по своей конструкции он будет занимать переходное положение между «Нимитцами» и перспективными авианосцами CVX, которые и составят основу морской мощи Соединенных Штатов в XXI веке.

«Джордж Буш-старший» имеет полностью обновленное радиоэлектронное оборудование и боевую информационную управляющую систему. Вместо привычного «острова» на кораблях серии CVX предполагается установить одну или две небольшие надстройки призматической формы, призванной максимально снизить их эффективную площадь рассеяния (ЭПР) – для уменьшения радиолокационной заметности, а антенны будут заменены на фазированные решетки, расположенные на боковых стенках надстроек. В этих же целях и самолето-подъемники, по всей вероятности, вновь станут палубными, а не бортовы ми, как на всех послевоенных кораблях.

Такие перспективные авианосцы XXI века, как CVN-78 и CVN-79, должны стать вообще совершенно новыми кораблями. Не исключено, что вместо ядерного топлива на них совершится переход на турбины. Новинкой должны явиться и электромагнитные катапульты, и электромагнитные посадочные устройства, которые заменят обычные катапульты и аэрофинишеры. Параллельно ведется разработка и перспективных самолетов для вооружения этих кораблей. CVN-78 был заложен в 2009-м, Спущен на воду – в 2013 году. CVN-79, соответственно – в 2011-м и 2018 годах. Срок службы этих авианосцев определен в 50 лет. В настоящее время командование ВМС США считает, что флот должен иметь в строю не менее 10 авианосцев. Самый первый атомный авианосец ВМФ США «Энтерпрайз» CVN-65 выведен из состава флота в 2012 году, после чего в течение 3 лет должен быть введен в строй CVN-78, получивший название «Джеральд Р. Форд» (англ. USS Gerald R. Ford)

Авианосный парк США

1 авианосец Enterprise («Энтерпрайз») полное водоизмещение 89 100 т; длина 342,4 м; самолетов 80; скорость 32 узла. Списан 1 декабря 2012 года

9 авианосцев типа Nimitz («Гарри Трумэн», «Джон Стэннис», «Джордж Вашингтон», «Авраам Линкольн», «Теодор Рузвельт», «Карл Винсон», «Дуайт Эйзенхауэр », «Джордж Буш-старший», «Рональд Рейган»). Полное водоизмещение 91 440 т; длина 331,7 м; самолетов 80; скорость 31 узел.

3 авианосца типа Kitty Hawk («Констеллейшн», «Китти Хоук», «Джон Ф. Кеннеди») полное водоизмещение 80 950 т; длина 319,3 м; самолетов 95; скорость 33,6 узла.

10 универсальных десантный кораблей (1 – типа "Тарава", который устарел; 8 – совеременные типа "Уосп"; 1 – новейший "Америка". Водоизмещение: 40 тыс. тонн; длина 250 м.

Они способны перевозить и высаживать на берег, а также поддерживать действия экспедиционного батальона морской пехоты (2000 чел.) со всей техникой. Док-камера в корме служит для обслуживания амфибийных десантных барж (типа LCAC) на воздушной подушке, а также традиционных, типа LCU-1610, которые доставляют на берег тяжелую технику. В ангаре под полетной палубой размещается до 40 единиц летной техники, которые действуют с 8-10 посадочных мест на летной палубе.

Целевая группа пятьдесят один (CTF-51) универсальных десантных кораблей собрались вместе в беспрецедентном до этого формирования во время операции в Персидского заливе. Это был первый раз, когда шесть универсальных палубных десантные кораблей из Восточного и Западного побережий развернули в одном районе операции. Во главе с флагманское судно Тарава (LHA 1), остальные корабли (слева направо): Боном Ричард (LHD 6), Кирсердж (LHD 3), Батаан (LHD 5), USS Сайпан (LHA 2) , и Боксер (LHD 4). CTF-51 привела десантные войска ​​в регион Персидского залива во время операции по освобождению Ирака. Головной и корабль и первый с левого борта - типа «Тарава», остальные - типа «Уосп». Дата 20 апреля 2003.
Самая большая группа из 32 кораблей разного класса для морского десанта собиралась с целью высадки в Инчхон, во время Корейской войны.

Россия

1 тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Полное водоизмещение 70 500 т; длина 304,5 м; самолетов 24, вертолетов 42; скорость 32 узла.

Появление в составе ВМС США атомных подводных лодок, вооруженных ракетами типа «Поларис 1», поставило перед ВМФ СССР вопрос об организации противолодочной обороны дальней зоны. Для этого нужен был корабль с групповым базированием противолодочных вертолетов. Его технический проект был утвержден в январе 1962 года. Для дальнего обнаружения подводных лодок в подкильном выдвижном обтекателе впервые была установлена мощная гидроакустическая станция. В ангарах корабля разместилось 1Л противолодочных вертолетов Ка-25. Головной корабль серии получил имя «Москва», второй – «Ленинград». К началу ходовых испытаний на «Москве» было установлено 19 новых образцов оружия и технических средств, еще не принятых на вооружение, а в 1972-м корабль принял на свою палубу первый самолет вертикального взлета и посадки (СВВП). Но так как корабль, вооруженный лишь вертолетами, не мог претендовать на океанское господство, то в результате появился проект тяжелого авианесущего крейсера. Он был оснащен не только самолетами, но и ударным ракетным оружием. Всего было построено 3 таких корабля (проект 1143) – «Киев», «Минск» и «Новороссийск», предназначенных для группового базирования 16 самолетов вертикального взлета Як-38 и 18 противолодочных вертолетов. На ТАКР типа «Рига» (проект 1143.5) впервые в отечественном флоте было предусмотрено базирование реактивных самолетов горизонтального взлета и посадки. Первоначально планировалась установка катапульт, но позже их заменили трамплином. Ныне этот корабль является единственным действующим авианосцем российского флота и носит имя «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», на нем базируются лучшие в мире палубные истребители Су-33.

Последним достижением отечественного кораблестроения стало начало постройки атомных авианосцев по проекту 1143.7. На корабле водоизмещением около 75000 т планировалось разместить до 70 летательных аппаратов, две катапульты, трамплин и аэрофинишеры, а также ударное ракетное оружие, состоящее из 16 вертикальных пусковых установок. Ядерная энергетическая установка могла обеспечить кораблю скорость хода около 30 узлов. Но после полного прекращения финансирования к концу 1991 года корабль, готовый почти на треть, был разрезан прямо на стапеле. Отечественные авианесущие корабли никогда не были классическими авианосцами, так как их главное ударное оружие – ракеты, а не самолеты и вертолеты.

Китай

1 авианосец «Ляонин » Водоизмещение 59 500 т; Длина 304,5 м; Ширина 38 м (75 м – полётная палуба). Авиационная группа до 30 палубных истребителей Shenyang J-15, до 24 вертолетов Changhe Z-8. Скорость хода 29 узлов (54 км/ч)

Ляонин (до 19 июня 1990 года – «Рига», до 25 сентября 2012 года – «Варяг»; также известен под бортовым номером 16 и ранее – под неофициальным именем «Ши Лан») – первый и единственный авианосец НОАК . Был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР как второй авианосец проекта 1143.6. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине и постройка была прекращена в 1998 году. Куплен Китаем за 25 миллионов долларов официально с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. 25 сентября 2012 вошёл в состав ВМФ НОАК.

В 1993 году по договору между Украиной и Россией «Варяг» отошёл Украине. В 1992 году при 67 % технической готовности строительство было приостановлено, корабль законсервирован и в апреле 1998 года продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за $25 млн, как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино. Буксировка корабля длилась 627 дней Турция под давлением США 16 месяцев отказывалась пропустить его через Босфор и проход корблей без двигателя запрещен через Суэцкий канал.

Авианосцы Великобритании

Было 3 легких авианосца типа ILLASTRIES («Инвинсибл», «Илластриес», «Арк Ройял») водоизмещение 19 500 т; длина 207,0 м; самолетов 14; скорость 28 узлов.

В июле 1973 года был заложен первый британский авианосец послевоенной постройки «Инвинсибл». Этот корабль, вступивший в строй в 1980 году, имел уникальное авиационное вооружение, состоящее из самолетов вертикального взлета/посадки (СВВП) «Харриер» и достаточно необычный для классического авианосца вид. Его взлетная палуба ближе к носу заканчивалась большим трамплином с углом установки 70, рассчитанным на то, что самолет СВВП может взлетать не только вертикально, но и с коротким разбегом. Это позволяло значительно увеличить вес вооружения, с которым самолет может подняться в воздух. Всего было построено три авианосца этого типа – «Инвинсибл», «Илластриес» и «Арк Ройял». Эти корабли стали родоначальниками абсолютно нового типа авианосцев – носителей СВВП, или авианосцев для самолетов с вертикальным/коротким взлетом/посадкой. До недавнего времени они составляли основу морской мощи Великобритании, хотя их никак нельзя сравнивать с ударными авианосцами ВМФ США – в пять раз меньшее водоизмещение и всего от 14 до 16 СВВП против 80-90 «нормальных» самолетов. В боевом составе британского флота до 2005 года постоянно находились два корабля, третий же выводился в в резерв для прохождения планового ремонта или модернизации.

В 2005 году «Инвинсибл» был списан. «Арк Роял» был списан 11 марта 2011 г. В 2011 отпрвлены на слом.

«Инвинсибл» торжественно возвращается после Фолклендского конфликта в 1982 году. Выстроились на палубе вертолеты Sea King из 820 военно-морской авиационной эскадрильи и самолета Sea Harrier FRS1 из 800 военно-морской авиационной эскадрильи.

В настоящее время ведется разработка проекта авианесущих кораблей, призванных заменить авианосцы типа «Илластриес». Название нового типа «Куин Элизабет» (англ. Queen Elizabeth class carriers). На авианосцах такого типа не будут применяться атомные энергетические установки. На палубе будет две надстройки. В качестве основного двигателя используется интегрированная дизель-газотурбинная-электрическая двигательная система. Палуба авианосцев типа «Куин Элизабет» обеспечивает одновременный взлёт и посадку самолётов. В передней части палубы расположен трамплин с углом возвышения 13°. Полное водоизмещение 70,600 т; длина 284 м; Авиационная группа 40 самолётов и вертолётов.

Франция

1 авианосец Charles De Gaulle («Шарль де Голль») полное водоизмещение 42 550 т, длина 261,5 м, до 40 летательных аппаратов, скорость 27 узлов.

Первый послевоенный авианосец французской постройки «Клемансо» вошел в строй в ноябре 1961 года, а однотипный с ним «Фош» – в июле 1963-го. Оба они были модернизированы для базирования новых самолетов. В 1980-м было принято решение о строительстве двух атомных кораблей, построен же был только «Шарль де Голль», являющийся единственным авианосцем французского флота. Он имеет оригинальный силуэт – его «остров», созданный с элементами технологии «стелс», сильно сдвинут на нос. Постройка этого корабля, по разным данным, обошлась от 3,2 до 10 миллиардов долларов, что, собственно, и привело к отказу от планов по строительству следующего корабля.

Индия

2 авианосца: Viraat («Вираат») полное водоизмещение 28 700 т; длина 198 м; самолетов 21; скорость 28 узлов. «Викрамадитья» водоизмещение полное 45 500 т; длина габаритная 274 м; ширина габаритная 53,2 м; скорость хода максимальная 32 узла; авиационная группа 14-16 самолётов МиГ-29К, 2 МиГ-29КУБ, до 10 вертолётов Ка-28 , Ка-31.

Индия проводит последовательную политику, направленную на развитие своего авианосного флота. В 1986 году было достигнуто соглашение с Великобританией о покупке ветерана Фолклендской войны – авианосца «Гермес», вошедшего в состав ВМФ Индии под названием «Вираат», и до сих пор находящегося в строю.

Авианосец «Викрамадитья» сооружен на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. После полной реконструкции корабль изменил своё назначение: вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль стал полноценным авианосцем. В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное.

Бразилия

1 авианосец Sao Paulo («Сан-Паулу») полное водоизмещение 32 700 т; полная длина 265 м; самолетов 12-14; вертолетов 9-11; скорость 32 узла.

Выведенный из состава французского флота осенью 2000 года авианосец «Фош» был куплен Бразилией, получив название «Сан-Паулу».

Италия

1 авианосец Giuseppe Garibaldi («Джузеппе Гарибальди») полное водоизмещение 13 850 т: длина 180,2 м: самолетов 12; скорость 29,5 узла.

Испания

1 авианосец Principe De Asturias («Принсипе де Астуриас») полное водоизмещение 16 700 т; длина 195,7 м; самолетов 17; скорость 26 узлов.

Тайланд

1 авианосец Chakri Nareubet («Чакри Нареубет») полное водоизмещение 11 486 т; длина 167 м; самолетов 10; скорость 26,2 узла.

«Чакри Нареубет» построен испанцами по заказу ВМС Таиланда на базе проекта «Принсипе де Астуриас», хотя и уступает ему в размерах. Не исключено, что на постройку для Таиланда еще одного легкого авианесущего корабля в ближайшее время будет заключен контракт с Германией.

Ударный авианосец ВМС США Enterprise (оперативный код CVN-65) во многом стал первым: первым атомным кораблем данного типа, первым, правда, и единственным, представителем авианосцев класса Enterprise, первым, т.е. самым крупным из когда-либо существовавших военным кораблем…

Строительство корабля началось 4 февраля 1958 года на верфи в Ньюпорте, спущен на воду в сентябре 1960 года, включен в состав флота 25 ноября 1961 года. Первым боевым заданием, в котором участвовал Enterprise, была блокада Кубы в 1962 году во время Карибского кризиса.

Проект авианосцев класса Enterprise был развитием предыдущего класса KittyHawk. Стоимость постройки оказалась очень высока — 451 млн. долларов, это стало причиной того, что больше кораблей этого класса построено не было.

Корпус гладкопалубный, с односторонней угловой палубой. Бронированная полетная палуба интегрирована в силовую структуру корабля, обеспечивая продольную жесткость корпуса. Длина полетной палубы – 331 м, максимальная ширина — 78 м. Для доставки самолетов из ангара предназначены 4 подъемника. Одновременно на палубе могут находиться до 43-х самолетов. Доставкой боеприпасов занимаются 3 подъемника.

Для старта самолетов предназначены 4 паровые катапульты; по паре в носовой части на угловой палубе. Поднимающиеся позади катапульт газоотбойные щиты защищают палубу от раскаленных газов реактивных двигателей. Катапульта способна за 2 секунды по стометровой взлетной полосе разогнать SuperHornets до скорости 200 км/час, при этом перегрузки достигают величины 4g. Используя все 4 катапульты, авианосец может запускать самолеты каждые 15-20 секунд.

Торможение самолетов после посадки обеспечивают 4 аэрофинишера. В случае, если им не удается полностью остановить самолет, то для предотвращения его падения в воду предусмотрен аварийный барьер, представляющий собой поднимающуюся сетку.

Энергетическая установка корабля состоит из 8 ядерных реакторов. Для повышения живучести каждые 2 реактора работают на отдельный гребной вал с пятилопастным 32-тонным гребным винтом диаметром почти 6.5 м. Для повышения маневренности и уменьшения радиуса циркуляции корабля каждый винт снабжен собственным рулем. Одной заправки ядерным топливом может хватить более чем на 10 лет службы.

Использование ядерной установки имело несколько преимуществ. Во-первых, отсутствие необходимости в хранении большого объема топлива для двигателей позволило увеличить запас авиационного топлива до 9 с лишним миллионов литров. Во-вторых, благодаря отсутствию дымовых труб и крупных воздушных шахт удалось уменьшить размеры палубной надстройки («острова») и увеличить площадь полетной палубы на 400 кв. м, исключить ее задымленность. В-третьих, увеличились погреба для боезапаса до 2500 тонн.

Но были и недостатки. Большое количество реакторов, их размеры, противорадиационная защита и некоторые другие причины вынудили увеличить ширину корпуса корабля, что, в свою очередь, повлекло увеличение его длины для обеспечения заданных скоростных характеристик.

Характеристики авианосца:

  • Водоизмещение максимальное 93284 тонн
  • Длина 342 метра
  • Ширина по ватерлинии 40.5 метра
  • Ширина максимальная 78.4 метра
  • Осадка 12 метров
  • Площадь полетной палубы 18 211,5 м2
  • Мощность ССУ 280000 л.с.
  • Максимальная скорость 33.6 узла (62.2 км/час)
  • Максимальная вместимость 5828 человек
  • Экипаж 3000 человек (2700 рядовые, 150 старший комсостав, 150 средний комсостав)
  • Летный состав 1800 человек (250 летчики и 1550 технический персонал).
  • Вооружение: 3 пусковые установки Mk 29 NATO Sea Sparrow, 3 20-мм Phalanx CIWS Mk 15
  • Порт приписки: Норфолк (Norfolk, Va)

Авиационная группа

Основная система вооружения самого большого авианосца – авиационная группа, выполняющая разные задачи от защиты корабля до воздушной поддержки сухопутных сил и нанесения ударов по объектам противника.

На корабле размещены 8 эскадрилий:

  • Эскадрилья дальней воздушной разведки, использующая E2C-Hawkeys.
  • Эскадрилья, использующая самолеты Vikings, предназначена для уничтожения вражеских подлодок и дозаправки в воздухе.
  • Эскадрилья противорадарной защиты. В ее составе самолеты Prowlers.
  • 3 эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-18 Hornets.
  • Эскадрилья многоцелевых истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков F-18 SuperHornets. Несмотря на сходство с обычными F-18 Hornets, это совершенно новый самолет, отличающийся большим радиусом действия, новым вооружением, новой авионикой и т.д..
  • Эскадрилья вертолетов Seahawk. Их основные задачи – поиск вражеских подлодок, поисково-спасательные операции, транспортировка грузов и персонала между кораблями эскадры.

Авария на авианосце

14 января 1969 года, находясь в 140 км от Гаваев и направляясь в зону боевых действий во Вьетнаме, на взлетной палубе корабля произошел взрыв одной из ракет, повлекший за собой большой пожар и детонацию бомб находившихся рядом самолетов. Корабль получил серьезные повреждения, погибло 27 и получили ранение более 300 человек. Ремонт занял 51 день.

Корабли сопровождения

Учитывая огромную огневую мощь, авианосец является одной из главных целей для вражеских атак. Небольшая эскадра вспомогательных судов постоянно сопровождает Enterprise для его защиты. Среди них:

  • Крейсер – снабжен системой раннего обнаружения, способен уничтожить любую воздушную цель.
  • Фрегат – защищает авианосец от вражеских ракет
  • Противоракетный катер – защищает от самонаводящихся ракет, воздушных налетов и подводных лодок
  • Корабль снабжения – обеспечивает функционирование этой группы, снабжает всем необходимым, от еды до боеприпасов.
  • Подводная лодка

Окончание службы.

За все время службы авианосец совершил 25 походов, принимал участие во многих боевых действиях и операциях. 1-го декабря 2012 года списан и готовится к утилизации. Его имя перейдет к новому кораблю CVN-80 (тип «Форд»).